Д. А. Несмеянов, омский епархиальный противосектантский и противораскольнический миссионер. Сектантство Атбасарского уезда // Омские епархиальные ведомости, 1908, № 8-9.
См. также:
Д. А. Несмеянов. Первые впечатления и шаги миссионера.
Широкая волна баптистской пропаганды докатилась в настоящем году и до отдаленного Атбасарского уезда, охватив собою захолустные уголки, заселенные недавними пришельцами из России. Самоуверенная дерзость пропагандистов поколебала многие твердые умы нашего доверчивого, темного люда, внесла сомнения, соблазны, а местами презрительно-небрежное отношение к предметам верования Православной Церкви.
Теперь, помимо давнишних сектантских центров этого края, поселка Талового и дер. Сергиевки, - баптисты появились в селах Покровском, Новоалександровском, посел. Полтавском и в Атбасаре, хотя и не в значительном количестве. Причин такого оживления и успеха баптистской пропаганды много. Как на одну из главных этих причин укажем прежде всего на дарование вероисповедной свободы.
Поняв религиозную свободу как ничем не сдерживаемый произвол, пропагандисты не обинуясь выдают себя за проповедников евангельской чистой истины, посланных св. Церковью и Государем учить и просвещать темный народ. Наряду с слезными молитвенными собраниями, демонстрациями крещений в проруби и публичными обличениями Православной Церкви, баптисты широко пользуются различного рода подкупами, обещанием материальных выгод, постепенным и незаметным закабаливанием бедняков-православных. Так, в дер. Сергиевке вожаки баптизма соблазняли православного начетчика, Максима Сынкова, лжепресвитерской должностью и годовым жалованием в сто руб. помимо доходов [за совершение крещения в Сергиевке лжепресвитер (не Евстратенко ли?) взял 50 руб.].
Другому православному сергиевцу - регенту церковного хора - предлагалось перейти на ту же должность с 100 руб. годовой платою. «Сейчас ты трудишься даром, твои труды не вознаграждаются, мы же положим тебе жалование, дадим лошадь и корову». На эту выгодную приманку соблазнился один из давно колебавшихся. Баптисты дали ему лошадь, но после крещения отобрали, решив, что он уверовал не вполне. Скольким же лицам предлагалась и еще будет предлагаться эта злополучная кляча? Все эти проделки совершаются под видом святой христианской благотворительности. На простой народ сильное впечатление производит обряд крещения, совершаемый баптистами в проруби. Рассчитывая на это, баптисты всегда стараются обставить эту демонстрацию торжественностью и помпою. Нынешнею зимою омские пропагандисты решились поразить этою демонстрацией жителей Атбасара. Для этой цели из разных отдаленных деревень были привезены совращенные. Православное население любезно потихоньку извещалось, что такого-то числа состоится торжество евангельских христиан - крещение уверовавших. Пропагандисты терпеливо ходили со двора на двор, приглашая обитателей почтить своим присутствием невиданное зрелище. На воротах многих домов были расклеены маленькие записочки с тем приглашением. При этом извещалось, что евангельские христиане совершают крещение только в открытой воде над взрослыми и уверовавшими, а не в кадках и купели над бессознательными младенцами, как это практикуется в Православной Церкви. К счастию, проделки пропагандистов не укрылись от бдительности о. Рафаила Арсеньева. Узнав о затеваемой демонстрации, о. Рафаил немедленно известил относительно этого станичного атамана, прося его принять законные меры против явной пропаганды. Станичный атаман, как и следовало ожидать, запретил совершение соблазнительного обряда. Так демонстрация и не состоялась.
Крещение тем не менее состоялось в дер. Сергиевке. Собравшемуся, ради любопытства, православному народу Евстратенко говорил приблизительно следующее: «Бросьте вы своих идолов, перестаньте кланяться дереву, железу и краскам, бегите от попов к нам - истинным христианам. Скоро все наши будут». На вопрос православных, кто посылал проповедывать их и крестить в проруби, Евстратенко ответил, что они творят волю Государя. С этими словами он опустил руку в карман, где якобы хранился Высочайший Указ. Но самого указа не показал. С таким же наглым бесстыдством была произведена демонстрация с крещением и в селе Покровском. Таково применение на практике Высочайше дарованной религиозной свободы.
Другим, не менее важным фактором, способствующим развитию баптизма в пределах Атбасарского уезда, является сравнительно незначительное количество православных приходов и их обширность. Приходы с приписанными к ним деревнями и хуторами составляют громадный район с не одною тысячею жителей, так что приходский священник успевает только отправлять требы. В некоторых приходах иногда и это не под силу. Многие прихожане отдаленных деревень видят батюшку и слышат Богослужение раза два-три в год. В дер. Сергиевке давно построена часовня, поставлены хорошие дома для причта, а священника все нет. Между тем для Сергиевки пастырь крайне необходим. Деревня большая, имеется волостное правление и министерская школа. Баптисты в праздничные дни почти силою зазывают православных на свои молитвенные собрания послушать слово Божие. Разумеется, на этих собраниях вычитываются излюбленные места баптистов: послание Иеремии, 8, 16 и 23 главы прор. Иезекииля и много других мест, где говорится про идолов. Наездов приходского батюшки баптисты не любят, так как они поднимают дух православным, вселяют в них бодрость и готовность неизменно держаться Православной веры. Завидев православных, идущих по звону колокола в часовню, баптисты свирепо и зло говорят: «Дурак звонит, дураки идут». Великое нужно иметь терпение, чтобы сносить молчаливо всевозможные насмешки и издевательства над святынею православного народа. Что же происходит в тех деревнях и местечках, где нет и часовень? Там некому остановить баптистов, там для их пропаганды широкое поле.
Молитвенный дом в Акмолинской области. Начало XX в.
Рука об руку с указанными причинами усиления штундобаптизма в Атбасарском уезде идет переселенческое движение. За последние годы неудержимый поток переселенцев хлынул в Атбасарский уезд; заселение края идет ускоренным беспрерывным темпом. Ни суровые сибирские холода, ни страшные снежные метели - ничто не в силах остановить этого великого переселения. В темную непроглядную ночь, в бураны, словно поднявшиеся из гробов мертвецы шагают по беспредельной снежной равнине знаменитые ходоки. А за ними на изнуренных клячах с убогим домашним скарбом, с кучею ребят и грудных малюток тянутся переселенческие семьи в обетованную землю. А там, на первое время, их ждут нужда, нищета физическая и духовная и фарисейски-дружеские объятия баптистов. Среди них идут новые кадры сектантов из Тамбова и с широкого Дона. Еще в дороге они сумеют заронить в душу измученных странников сомнения в истинах веры, расхвалить им своих братьев, их радушие, готовность помогать ближнему и строгую благочестивую жизнь. На новой родине переселенцы не могут встретить существенной помощи от своих единоверцев, так как те сами еще не устроились. Тут-то пропагандисты и пускают в ход подкупы, - благо денег много. Под видом займа переселенцы незаметно запутываются в долгах, закабаляются, и в отчаянии готовы решиться на какие угодно предложения. А «святые люди» поют сладкие речи, обещают простить все долги и в награду за переход в их лжеучение снабдить хлебом, деньгами и рабочим скотом.
И много, много уловляется таким путем православных в сети баптистов. Недаром вожаки хвалятся, что их община растет и увеличивается и что «Господь продолжает прилагать уверовавших к их церкви».
Переселенцы. Акмолинская обл.
Есть и другие серьезные причины успеха баптизма, но о них пока умолчим.
По предложению Его Преосвященства, Преосвященнейшего Гавриила, и по указу Духовной Консистории, я 3-го марта выехал в Атбасарский уезд, отложив предположенную и решенную поездку в Каинский уезд. После утомительной безостановочной дороги, 6 марта, вечером, я был в Сергиевке, где встретил о. Петра Спасоломского, служившего вторую неделю здесь. Тут же решено было начать ряд публичных бесед с баптистами. Так как баптисты отказывались перейти в просторный дом, то беседы все время велись у них на дому. Первая беседа началась по вопросу о крещении младенцев и затянулась до 3 часов ночи. Православные, несмотря на позднее время, собрались на земскую квартиру и рассказывали про внутреннюю жизнь сектантов. Среди местных баптистов уполномоченным братом и кандидатом на лжепресвитерскую должность считается Степан Трушкин. Омские проповедники решили устранить нежелательного для них кандидата каким-то другим лицом, заплатившим за это немалые деньги. Началось разделение. Сергиевские баптисты дружно поддержали Трушкина, и новый кандидат был позорно отвергнут. Еще раньше этого случая многие из баптистов уклонились в духоборчество и молоканство. Некоторые, отрекшись «от обетований баптизма, живут особняком, по своему упованию». По словам православных, баптисты кричат о своей показной фарисейской святости, а потихоньку пьют спирт (про спирт в Писании-де не высказано запрещения), воруют хлеб и солому у жителей соседних деревень. Много терпели от них православные. После приезда омских пропагандистов баптисты, по выражению православных, не давали им ходу. При встречах, разговорах смеялись над храмами, св. иконами и другими предметами религиозного почитания. Киргизам было внушено, что православные признают и поклоняются деревянным богам, а не единому истинному Богу. Насмешки посыпались и со стороны последних. Явились колеблющиеся и сомневающиеся. В моменты такого опасного, тревожного положения о. Петр почти не выезжал из Сергиевки и часто беседовал с православными. Деятельным помощником ему в этом деле был Максим Сынков. Частные беседы повлияли на поколебавшихся самым благотворным образом: сомнения рассеялись, обаяние баптистов исчезло после того, как раскрыты были их темные дела и разные неблаговидные поступки. О. Петр неоднократно выступал и на публичных беседах с баптистами, и эти беседы всегда производили на православных самое благоприятное впечатление. Но баптисты чувствовали, по обыкновению, за собою верх, и кричали про свою мнимую победу.
Приезд миссионера обрадовал православных; они не отходили от меня ни днем, ни ночью. Приходилось говорить без отдыху день и ночь в буквальном смысле этого слова. Успех первой беседы приподнял настроение православных, так что на другой день они без зова собрались в дом к баптисту Басову доканчивать вопрос о крещении младенцев. Мой совопросник заявил, что не отпустит меня до тех пор, пока я не отвечу на его возражение, взятое из Еван. Марк. 16 гл. 16 ст. На этом тексте он неожиданно для самого себя потерпел полное поражение и совершенно замолчал. Пытался он уклониться от прямого ответа, но православные просили отвечать «без уверток». Положение баптистов было безвыходное и им ничего не оставалось, как только выгнать нас. И они нас выгнали, прокричав вслед, что вечером ждут нас поговорить «о богах», т. е. о св. иконах. Православные пошли в часовню и выслушали увещание о неизменном пребывании в Вере Христовой, апостольской, вере святой в православной. А затем дружною вереницею потянулись опять на земскую квартиру. Баптисты же решили воспользоваться сделанным по их вине перерывом для приглашения начетчика из соседнего хутора в лице какого-то Кузьмича.
На беседе о св. иконах хваленый Кузьмич не оправдал надежд баптистов, остался безответным и пред всем многочисленным собранием заявил, что от дальнейшей беседы отказывается. Баптисты уже не кричали про идолов, сидели угрюмо с выражением полнейшей беспомощности на лице и, может быть, с внутренним сознанием своей неправоты. Лица православных сияли искреннею радостью, торжеством и удовольствием. Настроение у всех было бодрое и радостное; не хотелось расходиться - каждый спешил поделиться вынесенным от беседы впечатлением и рассказать про жизнь баптистов. Среди сергиевцев упорно циркулируют темные слухи о печати антихриста, полагаемой баптистами на своих собратьев. «Сами баптисты говорили, что их братья на Иртыше клеймят себя печатью 666 для того, чтобы отличить верных от чужих». Ходят фантастические слухи о каких-то фотографических карточках, по которым вожаки зорко следят за своими единоверцами. Стоит кому-либо подумать о переходе из баптизма в другую веру, как выражение лица на карточке начинает изменяться. В случае перехода, карточка простреливается или прокалывается и ренегат умирает, где бы он не находился в данную минуту. Кем распускаются эти нелепые слухи - неизвестно. Если баптистами, то непонятно - для какой цели? Может быть, это делается для ореола таинственности баптистской общины и для того, чтобы поразить всякими небылицами воображение простого народа, и без того суеверного в своей огромной массе.
Утром 8-го марта состоялась беседа о почитании св. икон, о св. Кресте и, снова, о крещении младенцев. Ночью баптисты успели съездить за новым начетчиком - Петром Басовым. В течение почти семичасовой беседы Басов пытался сгладить неприятное впечатление бывших бесед. Наконец он замолк и понуро опустил голову, глубоко о чем-то размышляя. В первый раз я увидел такое печальное, отчаянное выражение глаз; какая-то детская беспомощность проглядывала во всей его фигуре и жалких движениях; видимо, человек страдал нравственно и только ради внешнего приличия и из-за самолюбия не решался открыто признаться в заблуждении. Томительное молчание прервано было кем-то из православных. «Петр, теперь ты сам видишь, что идешь не по той дороге; что же ты не сознаешься? Или стыдно?» Не ответив ни слова, Басов вышел из комнаты. Православные были поражены таким упорством и тут же заметили, что штунда никогда не сознается в своем заблуждении и не обратится к истине. «Очень уж горды в самолюбивы».
Сердечно поблагодарив меня за приезд и беседы, православные выразили желание видеть меня еще филипповским постом, когда свободного времени много, так как никаких работ не производится. Хотелось проехать в другой сектантский центр - поселок Таловой, но начавшееся таяние снегов и весенняя распутица воспрепятствовали исполнению этого намерения.
Из Сергиевки, при добрых пожеланиях и напутствованиях православных, я выехал в Атбасар, где 9 числа была назначена публичная беседа о крещении младенцев в помещении женской школы. Беспрерывная трехдневная беседа в Сергиевке сильно утомила мое горло и я опасался, что хрипота помешает беседе при многочисленном стечении православного народа в сравнительно небольшое школьное здание. Опасения оказались напрасными: горло еще могло работать исправно, хотя и с трудом. Сергиевцам были розданы противосектантские брошюры, и начетчикам две книги С. Попова. Кроме того, о. Петр приобрел пять экземпляров Смолина «Щит Веры» и еще брошюр по различным вопросам веры.
Атбасар пользуется исключительным вниманием пропагандистов. Нынешнею зимою этот небольшой городок неоднократно посещали нанятые Мазаевым проповедники во главе с лжепресвитером Евстратенко. На постоялых дворах все время происходили какие-то таинственные совещания «евангельских христиан». Сюда приезжают сектанты из Талового, Сергиевки и других местностей и, прикрываясь домашними делами и нуждами, потихоньку налаживают свои сектантские вопросы. Все эти совещания и наезды омских пропагандистов имеют в виду объединение разрозненных сил баптизма и систематическую борьбу с Православною Церковью. Атбасар является для баптистов, в этом отношении, сосредоточным центром, долженствующим направлять дело пропаганды в различные местности этого уезда. Баптисты старательно исследуют и подготовляют почву для дальнейших своих намерений и планов. При всяком удобном случае, на базаре, в лавках и частных домах заводят речь о спорных вопросах и о православном духовенстве, стараясь подорвать авторитет последнего. В разговорах часто проскальзывает желание, а может быть, твердое, давно решенное намерение, построить в Атбасаре молитвенный дом. Для этой цели пропагандисты вербуют нужных им лиц: собирают певчих, ищут регента за хорошее вознаграждение. Пение является одним из сильных орудий в руках баптистов для совращения в сектантство. Поэтому-то они так усиленно и занялись этим делом в Атбасаре. Видно, что над тихим уголком собираются грозовые тучи, готовые разразиться губительным градом и побить ниву Христовой Церкви.
В настоящее время в Атбасаре проживает с своим семейством баптист И. М. Щербаков, по ремеслу столяр. Щербаков, что называется, тертый калач, бывалый человек. Он исколесил почти всю Западную Сибирь и Среднюю Азию; бывал в
Самарканде,
Туркестане и
Закаспийской области. Теперь он, по-видимому, прочно осел в Атбасаре, ведет негласную пропаганду среди православного населения, действуя в этом случае по инструкциям и руководствам главарей омской общины. Он-то и согласился выступить на беседу о крещении младенцев.
По звону церковного колокола публика собралась в здание женской школы, наполнив собою зал, смежные с ним комнат и коридор. На беседе пел хор под управлением сверхштатного псаломщика Ляпина. Чистые воодушевленные детские голоса производили сильное впечатление на слушателей. Беседа произвела хорошее впечатление; многим хотелось послушать еще, но Щербаков оказался плохим знатоком слова Божия. Своими ответами и возражениями он вызывал невольный смех в рядах слушателей. Подвергать его дальнейшим насмешкам, хотя и непроизвольным, я нашел неудобным.
Православному населению города послано брошюр противосектантского содержания на 10 руб., из средств, присланных отделением «Союза русского народа» в Тамбове. Ввиду серьезной опасности, угрожающей Атбасару со стороны баптизма, лично нахожу крайне необходимым удержать Ляпина на месте его служения. Хор могучее средство для привлечения слушателей на собрания. Баптисты не жалеют на организацию хора ни средств, ни денег, видя в пении залог успеха своей пропаганды. В борьбе с этою пропагандою мы должны действовать словом убеждения, публичными беседами, и опираться на хор как на могучее средство. Большую пользу принесет Православной Церкви Ляпин и его организованный хор. Повторяю, что это мое личное мнение и убеждение, вынесенное из непосредственных наблюдений.
В селе Покровском баптисты живут давно, хотя и не в большом количестве. До Высочайшего Манифеста 1905 года они вели тихую незаметную жизнь. Наезды омских пропагандистов внесли в эту затхлую атмосферу свежую бодрящую струю. Покровские баптисты, как бы проснувшись от долгой спячки, вдруг оживились и начали деятельную пропаганду среди прихожан. Неожиданный напор сектантства встретил энергичное сопротивление в лице приходского священника о. Алексея Одринского. Частые собеседования с православными успели ослабить начавшийся пожар. К сожалению, обширность прихода заставляет о. Одринского иногда надолго покидать Покровское. Пользуясь его отсутствием, пропагандисты устраивают собрания, приглашая на них православных. Зимою в Покровском было крещение давно уклонившихся из Православия. Событие это имело большое влияние на поколебавшихся. О. Одринский, хороший миссионер, при виде опасности, все свободное от занятий время посвящал собеседованиям с поколебавшимися и заметно ослабил пропаганду. Многие из уклонившихся еще раньше настоящего года до сих пор говеют, исполняют все требы и крестят своих детей. В Полтавском поселке всего два сектанта, и то неприписные. Баптисты уклоняются от публичных бесед с о. Алексеем, вероятно, из опасения быть посрамленными. На мое приглашение побеседовать баптисты ответили согласием только один раз, отказавшись от последующих. С 10-го по 12 марта беседы велись нами исключительно почти с православными, по разным вопросам; говорили о св. иконах, о кресте, крещении младенцев, священстве, о 23 гл. Матфея и о многом другом. Указанные вопросы разъяснялись по желанию православных, так как эти именно вопросы выдвигались на вид баптистами и соблазняли малограмотных. Православным послано брошюр на восемь рублей.
Результатами двухнедельной миссионерской поездки доволен. Что можно было сделать - сделано, при горячем сочувствии приходских пастырей и ревнителей Православной Веры, за что и приношу им сердечную благодарность.
Омская епархия. Фрагмент
«Карты епархий Православной Русской Церкви (Азиатская Россия)»