История одной церкви

May 14, 2014 02:38

Оригинал взят у a_volosevich в История одной церкви.


В ноябре 2009 года в Ташкенте был снесен памятник архитектуры конца XIX века - здание церкви Александра Невского при Туркестанской учительской семинарии, построенное в 1898 году по проекту известного российского архитектора Алексея Бенуа. Целью сноса было освобождение места под очередной безликий новодел.

Так последний коммунистический правитель Узбекистана завершил дело, начатое его предшественниками: в 1930-е годы большевики сбили со здания церкви пять куполов.

Напомню, что в 1990-е годы по указанию того же Каримова на Сквере было снесено другое творение Бенуа - цветочный павильон в «мавританском» стиле. Этот шедевр архитектуры был уничтожен исключительно для того, чтобы конная статуя Тимура, выбранного им в качестве идеологического символа, просматривалась со всех сторон.

Памятников старины в Ташкенте немного - всего лишь несколько десятков, поэтому разрушение каждого из них - серьезный удар по истории города, его культурному и архитектурному наследию.



Создатель здания церкви при учительской семинарии, Алексей Леонтьевич Бенуа, прожил в Туркестане много лет. В Ташкенте по его проектам построены здания мужской гимназии на Сквере, лютеранской кирхи и дворца Великого князя Николая Романова (сейчас в нем располагается дом приемов МИДа).

Другие творения этого талантливого человека - дворец эмира Сейид-Абдул-ал-Ахад-Богодур-хана в Кагане, построенный в 1893-1898 годах, церкви в поселках Чиназ, Белые Воды, Вревское и многих других, жилые дома в Петроалександровске (в Каракалпакии) и Аулие-Ата (в Казахстане), различные здания в Красноводске (Туркмения). Подробнее о нем рассказывается в книге Б. А. Голендера «Мои господа ташкентцы».



Возвращаясь к зданию церкви при учительской семинарии, отмечу, что после прихода к власти большевиков оно уже не использовалась по своему назначению. Его долго занимала публичная библиотека, Городское управление здравоохранения и другие организации, а в конце 1980-х оно было закрыто и долго пустовало. В последние годы его арендовали различные коммерческие банки.



Здание бывшей церкви при учительской семинарии в Ташкенте.
Фото 2005-2007 года

Так оно и дожило до ноября 2009 года, когда Каримов наконец достроил свой дворец форумов, после чего велел вырубить Сквер, а заодно избавиться и от «устаревшего» строения.



Здание бывшей церкви при учительской семинарии в Ташкенте.
Фото 2005-2007 года

Независимые СМИ отмечали, что его сносили спешно, по-воровски, согнав к этому месту целую толпу сотрудников милиции и агентов в штатском. Бульдозер ломал чугунной гирей здание бывшего православного храма несколько часов.

Своего отношения к происходящему, которое, по сути, было плевком в лицо всему русскому населению Узбекистана, да и России тоже, не высказал ни один официальный представитель РФ, ни один представитель РПЦ, ни один представитель Русского культурного центра в Узбекистане (подлые трусливые шкуры).

Только один человек публично выразил свой протест - житель Ташкента Петр Стальбовский. Он приковал себя цепью к ограде возле церкви, откуда его позже с трудом отсоединила милиция. Какое-то время он провел в РОВД, затем был отпущен. (О нем можно прочесть здесь, здесь, здесь и здесь).



Здание бывшей церкви при учительской семинарии в Ташкенте.
Фото 2005-2007 года

На поднявшуюся в Интернете волну возмущения узбекские власти промычали нечто нечленораздельное. Зато оперативно подсуетился редактор сервильного сайта 12.uz, опубликовавший статью-ответ, где говорилось, что, мол, раз Российская империя когда-то завоевала Узбекистан, то здание церкви снесено совершенно правильно (подтекст: все российские памятники архитектуры следует снести, а его самого, соответственно, наградить).

Фактически статья разжигала межнациональную ненависть. Власти ее «не заметили», однако продолжения не последовало, то есть редактору, видимо, посоветовали заткнуться.

В общем, смотрите фотографии. Вот так в Ташкенте 18-21 ноября 2009 года уничтожали «охраняемый государством» уникальный архитектурный объект.



















история узбекистана, 1918-1991, волосевич алексей владимирович, .Сырдарьинская область, Ташкент, личности, православие, 1991-?, 1876-1900

Previous post Next post
Up