Если РПЦ собирается участвовать в выборах, то сделать она это может либо организовав свою партию (чего она делать пока не хочет), либо по спискам какой-то другой партии. Не трудно догадаться какой...
Иерархи и священнослужители отныне могут участвовать в выборах по партийным спискам. Такое решение принял Архиерейский собор Русской православной церкви. Выдвигать свои кандидатуры священнослужителям разрешается в исключительных случаях, для защиты Церкви от расколов и других непосредственных угроз. При этом вступать в партию духовенству запрещено.
«Отказ Церкви от участия в политической борьбе не следует воспринимать как ее самоустранение от происходящего в стране и мире. Церковь оставляет за собой право давать нравственную оценку политическим программам и заявлениям, особенно тогда, когда речь идет об открытой или скрытой пропаганде безбожия, нравственного релятивизма, пересмотра традиционных нравственных норм в личной, семейной или общественной жизни, о пропаганде греха… Это свое право Церковь сохраняет и во время избирательных кампаний», - говорится в документе.
Судя по тексту документа, на ближайших думских выборах можно будет наблюдать, как архиепископы выступят в качестве «паровозов» в партийных списках. Почему-то думается, что эта новация коснется прежде всего списков «Единой России».
Допустимо ли столь активное участие Церкви в светской жизни, рассуждает доктор философских наук, профессор Академии труда и социальных отношений, религиовед Екатерина Элбакян.
- Екатерина Сергеевна, вы согласны с решением Архирейского собора?
- Церковь у нас давно внедрилась в сферу бизнеса, в экономическую деятельность, в науку (создав совет по теологии), в образование, в сферу культуры и искусства (определяя степень допустимости того, что творить художникам или отчуждая себе государственную собственность). Теперь - еще и в политику. Раньше действовал соответствующий церковным каноническим нормам запрет на участие священнослужителей в делах власти - в политике, существует конституционный запрет на их работу в органах власти, так как религия в РФ от государства отделена. Теперь, на взгляд Синода, это возможно.
Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: это только начало, теперь и другие конфессии могут принять аналогичные решения. Почему, например, в выборах не могут участвовать мусульмане или буддисты? У нас в России - три региона, где они проживают компактно, и где буддизм - ключевая религия. Там, получается, только православные смогут идти в заксобрание?!
Это пусть и непроизвольная, но провокация межконфессиональной розни: РПЦ получает приоритет над другими. Но по Конституции, у нас все религии и религиозные организации равны перед законом - по крайней мере те, что зарегистрированы Минюстом. Таковых, как известно, свыше 60. Все они, видимо, тоже теперь имеют право принять внутриконфессиональные документы и позволить себе участвовать в политической деятельности, что их канонические нормы часто не запрещают.
Фактически мы наблюдаем очередной виток сращивания государства с РПЦ, и это не улучшает ни климата в многоконфессиональной стране, ни впечатления о конструктивности предложений самой РПЦ.
- Но ведь православных большинство, что плохого в том, что священник избирается в Думу? По крайней мере, мы будем знать, что он не ворует, что у него нет теневого бизнеса…
- Извините, сан не говорит о том, что человек не ворует. К тому же Россия заявляет о себе, как о демократическом государстве. А демократия - это уважение и меньшинства, а не одного большинства. Потом, когда говорят, что у нас большинство православных - это вопрос самоидентификации. В советское время граждане идентифицировали себя как советский народ. После развала СССР идентифицировать стали по национальному признаку. Как-то повелось, раз русский - значит, православный, немец - лютеранин. Но это не всегда так. Да и те, кто объявляет себя православным, на деле часто далеки от действительной религиозности, от православной веры.
- Бог с ними, если далеки...
- Бог, как раз, не с ними, если они далеки…
- Но в нынешнем обществе моральные ценности размыты. Может, пусть РПЦ займется оздоровлением общества - с помощью государства?
- Мне почему-то кажется, что моральные ценности размыты, прежде всего, в номенклатуре самой РПЦ. Провозглашать ценности и следовать им - две большие разницы. Потом, моральными ценностями руководствуются не по конфессиональному признаку, а по нравственному. Нравственные и безнравственные люди есть везде, и они могут быть верующими и неверующими.
- Вы считаете, депутаты-архиреи будут такими же лоббистами, как их светские коллеги?
- Конечно. Для того они и будут избираться, чтобы лоббировать интересы церкви, пока дело не кончится кризисом, как это уже было в 1905 году.
- А что было в 1905-м?
- Была революция 1905 года, после которой был принят закон о веротерпимости. Церковь была сильно ограничена в своих правах, в том числе политических. Потому что до принятия закона нельзя было выходить из лона православной церкви - это каралось каторгой, по сути, наступало уголовное преследование. Если православный вступал в межконфессиональный брак, его «вторая половина» тоже должна была принять православие, и никак иначе. В воскресные и праздничные дни учителя и ученики обязательно должны были присутствовать на богослужениях. Все эти вещи говорят о том, что в стране не было религиозной свободы. Это всем надоело, духовенство не пользовалось в народе никаким уважением, скорее, вызывало насмешки своей жадностью и необразованностью. Вспомните хотя бы Пушкина с его «сказкой о попе и его работнике Балде» - тут ярко отразилось народное отношение к церковникам.
Церковь рассматривалась как политический оплот самодержавия. И я боюсь, что сейчас РПЦ снова будет оплотом политической системы. А система, в свою очередь, будет делать попытки опереться на церковь. С 1905 года прошло больше 100 лет, мир изменился. Однако то, что на заре XX века вызвало такие жуткие события (1905-й год, Февральская революция, революция 1917 года) и сейчас чревато громадными рисками.
Ибо далеки они не только от Бога, но и от народа. Который, в свою очередь, далек от воцерковленности и, во многом, даже от религиозности, которая очень редко бывает внезапным «озарением», а в подавляющем большинстве случаев методично воспитывается и прививается в семье с раннего детства. И много в нынешней России таких семей? Нет, ибо и в частной жизни людей, и в обществе в целом превалирует шкала секулярных ценностей, ориентированная на секулярное мировосприятие. И то, что у нас пытаются назвать религиозность, такой, по существу, не является. Игра в религию и религия - вещи разнопорядковые, в том числе и с моральной точки зрения.
Источник:
СП ТОП-10 ВЧЕРА Изнасиловал, находясь в стрессе от рождения пятого ребенка Ельцын. Новая версия Путин выступил на "Минуте славы" (фото) Архиерейский Собор (фото) Армию будут сокращать медленнее РПЦ будет участвовать в выборах Договор глухого с немым