Как американские и английские советники создают имидж Кремля
Пока «антиоранжисты» беснуются в нападках на Запад и «Госдеп», имиджем и консультированием Кремля по-прежнему занимаются американская PR-компания Ketchum и английские советники, ранее работавшие в администрации премьера Блэра. Сегодня, в частности, американцы заняты пропагандой медведевской модернизации.
Несколько недель назад в Англии возник скандал с PR-сопровождением политики Кремля бывшими чиновниками администрации премьер-министра Блэра. В преддверии президентских выборов в России на телеканале ВВС был показан документальный фильм «Путин, Россия и Запад». Выяснилось, что одним из создателей этой пропагандистской поделки был Энгус Роксбург, в 2006-2009 годах работавший советником пресс-секретаря Путина Пескова. В те годы Роксберг занимался тем, что советовал Кремлю, как поправить имидж России.
Интересно, что в 1988 году Роксберг, работавший в Москве собкором газеты Санди Таймс, был выслан из СССР как английский шпион (в составе большой группы английских разведчиков, числом 11 человек). В Москве над фильмом про Путина работала Маша Слоним, внучка сталинского министра иностранных дел Максима Литвинова.
То, что над имиджем Кремля работает группа иностранных советников, никогда не скрывалось, но и особо не афишировалось. Большой десант американцев высадился в России в 1996 году - когда группа их советников участвовала в продвижении на выборах умирающего Ельцына. «Америка победила на выборах в России!» - первым эту идею сформулировал журнал «Тайм» ещё в июле 1996 года по горячим следам президентских выборов в России. Правда, американские советники быстро свернули лавочку, и уехали к себе обратно с набитыми карманами. Звёздный час западных консультантов настал в 2006 году, с началом изобретения «суверенной демократии».
В 2006 году Кремль выбрал себе в коллективные советники известное американское PR-агенство Ketchum. Формально оно должно было продвигать участие России в саммите «Большой Восьмёрки». Но разумеется, только этой встречей участие американцев в политико-пиаровской деятельности не ограничилось. Уже в 2007 году журнал «Тайм» называет Путина персоной года. Позднее злые языки стали утверждать, что за это «Тайм» было заплачено 2 млн. долларов.
Услуги Ketchum оплачивались не напрямую из бюджета РФ, а через «Еврофинанс-Моснарбанк». Точная сумма за услуги Ketchum никогда не называлась, по слухам, она варьировалась от 8 до 20 млн. долларов в год. Ещё до 50 млн. долларов в год тратилось на различные заказухи (от платных статей до «исследований» и «аналитических записок»).
Постепенно расширялся круг тем, курируемых американцами - информационное сопровождение вступления России в ВТО, развитие диалога по отмене поправки Джексона-Вэника, формированием имиджа, благоприятного для иностранных инвестиций. По сообщению вашингтонской газеты The Hill, уже на следующий день после начала войны в Южной Осетии пиарщики входящей в Ketchum компании Washington Group связывались с руководством комитетов по иностранным делам конгресса США. Ketchum распространяла в офисах конгресса заявления российского правительства. Также Ketchum была уполномочена подавать в нужном свете конфликт между Россией и Украиной по поставкам газа.
Видя силу пиара, Кремль стал раздавать подряды среди всё новых западных компаний и личностей. Так, в российскую пропагандистскую телегу впряглась компания Gplus Europe, созданная двумя бывшими функционерами Еврокомиссии - Питером Гилфордом и Найджелом Гарднером. О своей деятельности они сообщали: «Например, мы организовывали телебрифинги пресс-секретаря Владимира Путина Дмитрия Пескова, регулярно информировали лидеров мнений относительно ситуации».
Также пиарщиками Кремля стали Петер Витт - бывший заместитель посла Германии в ЕС, вышеупомянутый Энгус Роксберг, и Тим Аллан, в прошлом заместитель Алистера Кэмпбелла - главы пресс-службы премьер-министра Великобритании Тони Блэра. Аллан возглавляет PR-компанию Portland.
Скорее всего, деятельность американских, английских и немецких советников не ограничивается только внешним миром. Вероятно, они занимаются имиджем Кремля и лично Путина и внутри России. Так, звучали предположения, именно «люди из Ketchum поработали и с президентом. В конце концов, Путин обычно весьма неловок в общении с публикой, особенно с детьми. Российский президент получил рекомендацию проявлять больше дружелюбия к детям».
А газета The Observer писала, что «хотя представители фирмы (Ketchum) стараются не комментировать этот проект публично, на сегодняшний день они довольны достигнутыми результатами. В последние недели Путин с энтузиазмом общался с народом, и принял участие в Интернет-конференции, продемонстрировав более мягкие, человечные черты своего характера. Он также дал ряд интервью иностранным СМИ, в ходе которых никакие темы не считались «табу», всячески подчеркивая в этих беседах свою приверженность демократии».
При президенте Дмитрии Медведеве американскому агентству Ketchum поручили ещё одну работу - оно стало заниматься пиаром модернизации. Ketchum в 2010 году запустило портал Modernrussia.com, призванный популяризировать эту идею. Интересно, что на этом сайте его создатели указывают куратором модернизации вовсе не президента Медведева. «Материалы распространяются Ketchum от имени России. Дополнительную информацию о распространении этих материалов можно получить в Министерстве юстиции, Вашингтон, округ Колумбия», - говорится на сайте.
А в полночь 10 декабря 2011 года, как пишет журнал Foreign Policy, когда многие москвичи ликовали по поводу успешного митинга среднего класса, американское пиар-агентство Ketchum распространило заявление: «Мы уважаем точку зрения протестующих, мы слышим то, что говорится, мы и в дальнейшем будем их слушать. Граждане России имеют право выражать свою точку зрения, в знак протеста и в знак поддержки, и эти права будут гарантироваться, пока все стороны действуют законными и мирными средствами». То есть у кремлёвских американцев появился ещё один фронт работы - с уличной оппозицией и «креативным классом».
Разумеется, госпропаганда и подкуп медиа существует и в развитых странах. К примеру, достаточно вспомнить скандал, разразившийся в США в 2006 году. Тогда выяснилось, что за четыре года пребывания в Белом доме администрация Джорджа Буша выплатила более 250 млн. долларов как частным пиар-компаниям, так и лично журналистам для ведения скрытой государственной пропаганды в американских СМИ. К примеру, популярный телеведущий Армстронг Уильямс получил 241 тысячу долларов за то, чтобы во время своего появления на телеэкране продвигал инициативы министерства образования США. А журналистка Мэгги Галлахер получила 21,5 тысячи долларов за продвижение идей президента Буша в области бракосочетания - речь идёт о программе ценой в 300 млн. долларов по укреплению традиционного брака в противовес моде на браки гомосексуальные. Получив от министерства здравоохранения деньги, Галлахер стала писать в своих колонках, что инициатива Буша «гениальна», а аргументы её противников - «бред».
Однако вряд ли в тех же США, да и в других развитых странах можно найти случай, чтобы на пропагандистскую работу нанимались бы граждане России или Китая, или тем более PR-агентства из этих стран. Как-то не принято у великих плясать под чужую дудку.
Источник:
Толкователь ТОП-10 ВЧЕРА Как Кургинян познакомился с Сурковым и уничтожил Лебедя Юрий Болдырев о базе НАТО в Ульяновске и урановой сделке Условный рефлекс КПРФ: о кооперативе "Озеро" Выборы закончились. Проект закрыли Мы делили апельсин... Наши граждане должны понять, за что они на этих «типа выборах» сами, как будто, проголосовали…