Поиск работы в рецессию

Feb 24, 2010 20:47

В понедельник выхожу на постоянную работу. Два с половиной года "я-не-знаю-кем-буду-когда-вырасту" закончились.

Последние 6 месяцев были временем непростым, но интересным:

Я выпустилась с МБА в июле 2009.
Постоянной работы не было, поэтому я пошла работать в старт-ап. Трое ребят-основателей потратили полтора года на разработку продукта и в середине рецессии пытались получить деньги у венчурного капитала. Им нужно было построить модель для питча. В процессе построения модели я им за три недели доказала, что на массовом рынке им с их продуктом делать нечего и ни один VC в них денег не вложит - даже в лучшие времена, что уж говорить про рецессию. За это же время мы пришли у выводу, что им нужно продавать продукт бизнесу, а не потребителям, благо бизнес готов за него платить пусть небольшие, но деньги. На этом мы со старт-апом расстались: при таком раскладе они мне не могли предложить ни зарплаты (контракта с бизнесом едва хватало дабы покрыть их текущие расходы), ни интересных перспектив (2-3 клиента в первый год максимум, а с ними они спокойно справятся сами).
Я поговорила с еще парой стартапов, поигралась даже с идеей создать что-нибудь свое... и приняла решение что это сейчас - не для меня. Риски велики, а уменьшить их с помощью денег и связей не получится, так как ни того ни другого у меня не было.

Рассылать резюме в спад трудно - вкладывай силы в сопроводительное письмо и кастомизацию резюме или не вкладывай, ответ примерно одинаков - менее 1%. Проблема не в этом. Когда все-таки попадаешь на интервью, то у тебя два испытания:
Первое - соискателей на эту же должность - тьма. И пусть ты на все руки мастер с лидерскими качествами и огнем в глазах, но ты конкурируешь с человеком, который работал на этом рынке и на этой должности последние 5 лет и теперь решил сменить компанию. С точки зрения работодателя выбор очевиден. В рецессию МБА не берут за диплом из престижной школы - берут только за опыт работы и качества превосходящие тех кандидатов, что есть на рынке.
Второе - компании сами не знают, что у них творится. Самые яркие моменты на моей памяти: маленький подающий надежды разработчик компьютерных игр ушел в полную несознанку будучи приобретенным большой компанией. Крупная мобильная компания начала реструктуризацию и когда дело оставалось лишь за финальным оффером, оказалось, что позиции, собственно, нет. То есть она будет, но когда - непонятно. Наверное, месяца через три. Крупная рекламная компания собеседовала меня на две роли: в процессе пути одна роль "подросла" так, что мне до нее еще набираться опыта лет этак пять, а вторая переместилась из Лондона в Сан Франциско и заполнилась внутренним кандидатом.

В октябре я получила предложение на маркетинговый контракт на 3 месяца - сделать пилотный проект по развитию нового канала для компании. На тот момент это было мое единственное предложение, да и проект интересный, поэтому я за него ухватилась обеими руками. Про то, как осваиваться в новой компании, показывать результат на проекте и при этом искать постоянную работу, я рассказывать не буду - потому что никто не идет на МБА собираясь потом работать с 9 до 5. Но делая этот проект, я поняла, что работать в маркетинге на том уровне, на котором меня в него возьмут, я не хочу. Потому что много рутины и деталей, а результат во многом неосязаем.

На тот момент, две роли на которые я собеседовалась, были в маркетинге - и вот одну из них я получила - в самом конце января. За день до этого мне продлили контракт и добавили еще один интересный проект.

Мои первые выходные с оффером прошли под девизом Скарлетт О'Хара: "Я подумаю об этом завтра".
Брать ли мне этот оффер? Во-первых, много рутины, которую не получится делегировать в ближайшие пару лет. Во-вторых, позиция локальная, карьеру в Великобритании сделать не получится, придется менять страну через пару лет. Ну и целая куча других более мелких соображений.
Оффер истекал в следующий понедельник.

За неделю я переговорила со всеми остальными компаниями, где у меня были интервью - и везде получила отрицательный ответ под соусом "неделя это слишком быстро, чтобы мы приняли решение". В пятницу у меня было назначено интервью с отделом стратегии моего нынешнего работодателя. Как вы понимаете, если уж остальные компании, прогнавшие меня через 5-8 интервью не смогли принять решение за неделю, то рассчитывать на скорый ответ сразу после первого раунда тут мне не приходилось. Но, как говорят, иногда нужно чтобы просто повезло - чтобы удача постучалась в дверь для начала нужна дверь. Я этих дверей понаставила - не счесть - и в одну из них Ветреная Госпожа и постучалась.
Так что с понедельника я буду в стратегии - разворачивать новую платформу на международных рынках (для начала, беседовать с добрым десятком стран, создавать для них бизнес-кейс и выбивать под него деньги у СЕО - ну а там посмотрим как все сложится).

***

МБА-студенты любят спрашивать МБА-выпускников: помогла ли Вам в поиске работы школа?
Отвечаю: да!
В моем конкретном случае:
1) Объявление о контракте, на который я попала, я увидела на школьном портале.
2) Я подняла себе расценки на контракте на 30% опираясь на курс по переговорам, который брала в школе.
3) Во время работы в компании я пообщалась со всеми выпусками LBS - с одной из них, как оказалось, мой потенциальный босс регулярно пьет кофе. Вторая дала мне на него рекомендацию: "Если бы я выбирала себе начальника, то он был бы первым кандидатом".
4) У меня концентрация по Change Management (случайно получилась в силу интересов), что немаловажно для этой роли.

***

Есть известное выражение "Без мыла в ж*** влезет", которым российская интеллигенция дает понять своим детям, что это не комильфо. Так вот я все время вспоминала эту фразу, когда писала или звонила выпускникам - уж очень непросто от чувства "Ах, как же я человека потревожу" избавляться. Но нужно. Потому что здесь так принято. Есть свои правила - например, звонить на мобильный за день до дедлайна - это не комильфо. Но договориться на ланч и поговорить о потенциальных возможностях - запросто.
Да, не все отвечают на имейлы. Да, бывает, пообещают что-нибудь и пропадают. Пишите и звоните другим. Потому что на двадцать отправленных писем, 10 ответят, 5 согласятся на звонок, трое на ланч, а один проведет коучинг-сессию о том, что писать в резюме, как проходить интервью и кто будет интервьюировать. И может быть все это в итоге это не сработает - но значит сработает что-нибудь другое. Главное - не сдаваться!

work, mba

Previous post Next post
Up