Известная история, однако вспомнилось...
В далеком 2015-ом году, на Комсомольском-на-Амуре Авиационном Заводе (КнААЗ) ,
при испытании СУ-35, в воздухе произошла неприятная ситуация,
которую можно назвать "авиационной" версией небезызвестной песни про ЗИЛ,
но обо всем по порядку.
На прошлой неделе, в общем доступе появилась видеозапись того, как летчик-испытатель умело смог посадить неуправляемый СУ-35 на ВПП заводского аэродрома.
Теперь в сети появилось полное видео той ситуации от первого лица, т.е. видео с регистрационной бортовой системы.
Тезисно, что происходило на часовом (52 минуты) ролике:
- При отрыве от ВПП и уборки шасси, летчик стал замечать странное поведение самолета. Летчику не понравилось то, что самолет без команды, самостоятельно, переходит в режим кабрирования (набора высоты). Уже на третьей минуте полета: доклад руководителю полетов- с управлением возникли сложности. РУДы двигаются сами по себе. Из-за значительного кабрирования самолет начинает заваливать с одного бока на другой (значительное кренение). Летчик принимает решение перезапустить КСУ (комплексная система управления). Перезапуск КСУ не дал должного результата.
- Летчик отмечает то, что КСУ работает некорректно, но при этом никаких отказов на борту не фиксируется, на дисплеях (КИСС) тоже тишина- отказов не выявлено.
- Летчик, путем перебора всех вариантов,по взятию контроля над самолетом, находит единственное положение, в котором самолет находится в более-менее стабильном полете- с небольшим левым креном. Как только летчик устанавливает самолет ровно (без крена), через несколько секунд система управления самостоятельно, игнорируя летчика, начинает переводить самолет в режим кабрирования и задирать нос.
- Летчик слушает рекомендации РП и в большинстве случаев отвечает, что уже испробовал предложенные РП варианты.
- Летчик пробует вариант включить режим "КСУ резерв" в ручную (самолет не видит отказа основного КСУ, поэтому и не переходит автоматически в режим "ПРЯМАЯ СВЯЗЬ СДУ"). После включения "КСУ резерв" загорается сообщение "ПРЯМАЯ СВЯЗЬ СДУ" , летчик полностью теряет контроль над самолетом и начинает сваливаться в штопор. Летчик выключает режим "ПРЯМАЯ СВЯЗЬ СДУ", после чего восстанавливается хотя-бы прежняя возможность хоть как-то удерживать самолет.
- Далее, совместно с РП, продолжается перебор всяких режимов и вариантов: Выпуск шасси, отключение обоих инерциальных систем навигации (БИНС), перезапуски КСУ и т.д. К удовлетворительному результату ничего не приводит. Когда казалось бы "болячка" исчезала, она появлялась вновь.
- Паралельно с перебором вариантов, летчик оттачивает навыки управления самолетом и разрабатывает варианты посадки.
- Летчик постепенно выводит самолет в район аэродрома и делает несколько попыток посадить борт, раз за разом получая новый опыт и извлекая уроки из неудачных попыток.
- В итоге летчик находит оптимальный вариант: "бочком-бочком" ( с левым креном) выйти на ВПП, над ВПП на мгновенье выравнять самолет и выпустить тормозной парашют.
Итог (happy end): все видели: Самолет заходит с левым креном, выравнивается и сразу пытается задрать нос и устремится в набор высоты (тот самый баг, который так и не победили в полете), одновременно с этим, летчик выпускает тормозные парашюты и самолет плюхается на ВПП.
You can watch this video on www.livejournal.com
You can watch this video on www.livejournal.com
полная версия
You can watch this video on www.livejournal.com
от "военного осведомителя"