Давно я не писал о Греции, а надо завершать рассказ об этом путешествии 5-летней давности. В предыдущей части,был рассказ об острове Парос, покинув его мы направились в Эпидавр, одно из наиболее примечательных и славных мест античной Эллады.
read post in English По пути в Эпидавр встретили каравеллу
И немного колорита местных видов с моря
Придя в марину, повесили имперский флаг, помыли яхту и написали список всех повреждений, которые нанесли не мы, а просто из-за того, что грек, который нам сдавал яхту обманул нас.
Вызвали такси и отправились античный Эпидавр
По дороге в Эпидавр вдоль дороги расположились апельсиновые плантации и вообще пейзажи за окном были хороши.
Фактически Эпидавр это название двух городов в Древней Греции. Один из них, Эпидавр Лимера - маленький город в Лаконии, на юго-восточной оконечности Пелопоннеса. Другой, гораздо более крупный, находился на восточном берегу Арголидского полуострова на северо-востоке Пелопоннеса. Ныне здесь маленькая рыбацкая деревушка, но в античности это был центр небольшой области Эпидаврии (причем очень древний: в ходе раскопок в Эпидавре были обнаружены остатки крепостных стен и захоронения микенской эпохи). На протяжении 8 и 7 вв. до н.э. этот Эпидавр был весьма активен и пользовался значительным влиянием: сообщается, что он основал колонии на островах Эгина, Кос, Нисир и Калидна (другое название - Тенедос).
В 6 в. до н.э. в торговле, которую вел Эпидавр, наметился упадок. К власти здесь пришла олигархия, выступавшая в Пелопоннесских войнах 5 в. до н.э. в союзе со Спартой, вследствие чего Эпидаврия многократно подвергалась набегам афинян и их союзников. Впоследствии город впал в безвестность, сохранив значение лишь в качестве порта при великом святилище Асклепия (Эскулапа). Вид на святилище из космоса:
Многие наверное знают о театре в Дельфах, но театр в Эпидавре сохранился гораздо лучше. Справедливости ради надо заметить, что в Эпидавре имеются два античных театра, но туристам обычно показывают только один. Второй гораздо меньших размеров почему-то обходят стороной. Неподалеку от Эпидавра археологи отыскали второй прекрасно сохранившийся амфитеатр (правда, поменьше - всего на 4 тысячи мест). От разрушений его спас толстый слой земли. Супружеская чета, на земле которой обнаружили амфитеатр, ничего не имела против раскопок на их территории и лишь просила не начинать работ, пока они спокойно не закончат свой век. И оба прожили до ста лет!
К середине. 4 в. до н.э. относится ансамбль святилища Асклепия в Эпидавре, центром которого был храм бога-врачевателя Асклепия, но самым замечательным зданием ансамбля был построенный Поликлетом Младшим театр (350-330 до н.э.), один из красивейших театров древности. В нем, как и в большинстве театров того времени, места для зрителей (театрон) располагались по склону холма. Всего было 55 рядов каменных скамей, которые вмещали не менее 10 тыс. человек. Изначально существовало 34 ряда, позже римляне достроили еще 21.
В наши дни хорошо сохранились орхестра и два яруса сидений, на которых, по оценке, могли разместиться 14-17 тыс. зрителей. Прекрасная сохранность зрительных мест и каменной круглой орхестры, окруженной углублением для сбора воды, с «алтарем» в центре, позволяет оценить в полной мере изящество архитектурного решения. Театр в Эпидавре и поныне славится прекрасной акустикой. С последнего ряда обычно слышно, как актер шелестит листами бумаги на сцене. Проверено, сидя на верхней скамье в одном конце амфитеатра можно, не повышая голоса, вести беседу с человеком на противоположном конце. А декламация в центральном круге ставит под сомнение необходимость таких технических достижений, как усилители и микрофоны.
С 1954 года в театре Эпидавра проходит фестиваль, в котором принимают участие известные греческие и зарубежные театры. Представления начинаются на закате и заканчиваются к полуночи. Естественный задник сцены составляют горы Арголиды, платаны и сосны святилища Асклепия.
После осмотра знаменитого театра пришла очередь музея, расположенного неподалеку.
А за музеем и располагается весь комплекс святилища Асклепия.
В музее собраны экспонаты, обнаруженные в ходе археологических раскопок на территории святилища:
Здание само по себе невелико и экспозиция оставляет уютное впечатление, без излишней помпезности
Но кто такой Асклепий, которому посвящено данное святилище?
У Асклепия, Эскулапа, бога врачевания были свои предшественники в Древнем Вавилоне и Древнем Египте.
В Древнем Вавилоне бог врачей Нингишзида имел своей эмблемой двух змей, обвившихся вокруг посоха. Со змеей вавилоняне связывали омоложение, выздоровление, здоровье, продолжительность жизни, мудрость.
За тысячу лет до нашей эры греки стали почитать культ змеи. Змея у них также символизировала мудрость, науку и познание. В одном мифе говорилось о том, что Зевс - верховный бог греков - подарил людям чудесное молодящее средство. Вместо того, чтобы самим нести этот бесценный дар, люди возложили его на осла, а он отдал его змее. С тех пор люди несут тяжкое бремя старости, а змеи наслаждаются вечной юностью. Известно, что змеи живут долго и ежегодно меняют кожу. Эта способность и наводила людей на суеверные мысли о постоянной молодости змеи, сбрасывающей с себя «старость» вместе со старой кожей.
По данным ученых, окончательно оформленный культ змеи, как олицетворение всеведения, врачевания и медицинских знаний в Европе, можно отметить в Фессалии. Культ Асклепия как бога-целителя сложился в Элладе к VII в. до н.э. По всей вероятности, прообразом этого мифологического героя был реально существовавший легендарный врачеватель времен Троянской войны (XII в. до н. э.) - царь Фессалии и глава семейной врачебной школы - Асклепий.
Мифологический Асклепий - бог врачевания, сын Аполлона и нимфы Корониды, которую Аполлон убил за измену. Когда тело Корониды сжигали на погребальном костре, Аполлон вынул из ее чрева младенца Асклепия и принес его на воспитание мудрому кентавру Хирону. Скоро ученик превзошел своего учителя. Не было болезни, которую не смог бы он излечить, никому не отказывая в помощи. Когда Асклепий накопил в искусстве врачевания большой опыт, Афина дала ему кровь, вытекшую из жил горгоны Медузы. Кровь, которая текла из левой части горгоны, несла смерть, а из правой части - использовалась Асклепием для спасения людей. Асклепий пришел к дерзкой мысли воскрешать мертвых (он воскресил Ипполита, Капанея, Главка - сына Миноса и др.). Искусство Асклепия было столь велико, что люди на земле перестали умирать. Тогда демон смерти Танатос пожаловался Зевсу, что Асклепий нарушает мировой порядок. Ведь жизнями и смертями распоряжался Аид и никто кроме него не вправе этого делать. "Если люди станут бессмертными, - подумал Зевс, - кто тогда отличит людей от богов?" Яркой вспышкой мелькнула молния великого царя Олимпа, и поразила Асклепия. Но не ушла тень Асклепия в царство мертвых, стал он богом исцеления. Асклепий мыслился ипостасью Аполлона; известны их общие храмы и атрибуты.
Люди обожествили искусного врачевателя Асклепия, воздвигли в его честь множество святилищ, и среди них знаменитое святилище Асклепия в Эпидавре, где его культ был особенно популярен. Сюда стекались за исцелением со всех концов Греции. Эпидаврии - афинский праздник в честь Асклепия, справлявшийся в 4-й день Элевсинских мистерий.
От Асклепия происходит название специально оборудованных лечебных помещений для приема и стационарного содержания больных, создаваемых при храме Асклепия, - «асклепейонов». Эти помещения можно увидеть на монетах того времени.
Асклепий был не единственным медицинским божеством в Элладе: он имел семерых детей - Телесфора, Махаона, Подалирия, Гигиею, Панацею, Иазо и Огле. Гигиея была богиней здоровья (от нее название «гигиена»), Панацея - покровительницей лекарственного лечения, Иазо - богиней исцеления, Огле - богиней роскоши. Телесфор считался гением выздоровления (его имя в переводе означает «приводящий к благому концу»). Поздняя античная традиция считала Махаона хирургом, а Подалирия - терапевтом. Первое упоминание об Асклепии и его сыновьях Махаоне и Подалирии - героях и военачальниках и искусных врачевателях («славные оба врачи, Асклепия мудрые дети») - встречается в «Илиаде» Гомера.
Комплекс сооружений, посвященный Асклепию, был расположен в сосновой роще, поскольку считалось, что благодаря целебному воздуху и общей красоте ландшафта он дарит людям здоровье.
Ансамбль включал в себя богато украшенный мраморной скульптурой дорический храм Асклепия со статуей самого бога, круглое здание фолоса с колоннадой, двухнефный портик, несколько общественных сооружений. Однако от всего этого великолепия ныне почти ничего не осталось. Лишь некоторые уцелевшие архитектурные детали можно увидеть в местном и афинском музеях.
На территории святилища в Эпидавре были также баня, библиотека, гимнасий, стадион (для занятий спортом) и театр, построенный ок. 450 г. до н.э. также Поликлетом Младшим и слывший одним из самых больших и замечательных во всей Греции. Повсюду возвышались многочисленные статуи, изображавшие богов, памятники, воздвигнутые в честь знаменитых врачевателей, стелы, на которых высекались тексты о случаях удачного исцеления.
Вот такой он Эпидавр. Это было предпоследним местом нашего путешествия по Греции, далее было возвращение в Афины, о которых я писал, а потом возвращение в Москву. Греция прекрасна и там есть все, что душе угодно, надеюсь, когда-нибудь я туда вернусь, ведь там столько еще всего неизведанно.