В детстве не нарисовалась, да и не научилась, поэтому, наверное, так люблю рисовать на работе :)
Представляю любимые "забавы": диаграмма Ishikawa (рыбий скелет) и схема связей.
Причинно-следственная диаграмма Ишикавы.
Профессор Токийского университета Каору Ишикава (Исикава) еще в 1943 г. предложил эту диаграмму группе инженеров, чтобы объяснить, какое отношение сложная совокупность факторов могла иметь к пониманию проблемы. Диаграмма графически иллюстрирует иерархию причин по их уровню важности, детализации и влиянию на результат. Японцы вообще любят минимализм - все эти проекты и аналитические выкладки формата А3 и А4 помогают одним взглядом увидеть всю совокупность.
Как пользоваться:
1. собрать группу заинтересованных спецов
2. объявить цель - анализ и решение конкретной проблемы
3. на плакате нарисовать рыбу - голову (проблема) и категории 6М (люди, машины, материалы, методы,измерения,природа/среда)
4. объвить мозговой штурм - какие вопросы, связанные с каждой категорией (М) влияют на проблему? - записывать или клеить на стикерах в качестве мелкой косточки
5. определить главные причины, влияющие на результат, оцифровать (включить данные измерений)
6. по каждой крупной кости задать вопрос: почему это происходит (возможно, пригодится 5Почему)
7. определить детальные уровни причин и сгруппировать их по родственному принципу, выделить маркерами родственные области
8. проанализировать заполненную диаграмму
9. по циклу Деминга PDCA продумать план решения проблемы (устранения причин)
Схема связей
Определили ключевую проблему - простои производства. Выявили все причины, из-за которых производство останавливалось. Определили время (в%) каждой причины. Проанализировали уровни причин. Например, поломка оборудования происходила из-за износа, нарушения правил эксплуатации и плохого качества сырья. Также было выявлено, что проблемы поставок приводили к 29,3% случаям простоя.
Похоже на рыбий скелет, но более свободна в изображении и инженерам, почему-то, нравится больше, по моему опыту :) Анализ проводится в той же последовательности.