Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Всевышний Аллах в Коране предупредил нас:
«Бойтесь же искушения (или смуты, беды), которое поразит не только тех из вас, кто был несправедлив. И знайте, что Аллах суров в наказании» (Коран, 8:25).
Это - один из тех аятов, которые любят цитировать критики Ислама: вот какой беспощадный и мстительный у вас Аллах! Открыто угрожает карой безвинным людям! Что тут ответить?
Во-первых, установления Аллаха таковы, что безвинные люди могут пострадать за чужие грехи лишь в этом мире, но никак не в будущем:
«Каждая душа накапливает грехи только во вред самой себе. Ни одна душа не понесёт чужого бремени» (Коран, 6:164).
Также от Аиши передаётся, что "однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершил во сне нечто непонятное и мы сказали: «О Посланник Аллаха! Ты во сне сделал что-то, чего раньше не делал». И он ответил: «Это удивительно! Поистине, некоторые люди из моей общины устремятся к Дому (Каабе) за мужчиной из Курайша, который укрылся в этом Доме. И вот, когда они будут на каменистой равнине, то провалятся (под землю)». Тогда мы спросили: «Посланник Аллаха, но ведь дорога собирает на себе (разных) людей!» Он ответил: «Да. Среди них будут и убеждённый, и принуждённый, и застрявший в пути… Все они погибнут единой гибелью, но (в Судный День) выйдут через разные выходы - Аллах воскресит их сообразно их намерениям»" (Муслим).
Умм Саляма однажды услышала, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда в моей умме распространится нечестие, Аллах объединит их в Своём наказании», и спросила: «О Посланник Аллаха, а разве среди них не будут праведные люди?» Он ответил: «Конечно». Она спросила: «А как же Он поступит с ними?» Он сказал: «Их постигнет то же, что и остальных людей, но потом они вернутся к прощению Аллаха и Его довольству» (Ахмад, ат-Табарани; хадис удостоверен аль-Хайсами. См. «Маджма’у-з-заваид», 7/268).
Таким образом, Аллах и Его Пророк (мир ему и благословение Аллаха) призвали нас думать о последствиях наших поступков - не только для себя, но и для других мусульман. Это следует помнить тем братьям и сёстрам, которые своими необдуманными действиями причиняют серьёзный вред всей умме (особенно мусульманам в неисламских странах), а вину за это сваливают на кяфиров и правителей-тагутов. Как сказал Ибн аль-Кайим:
«И запретил Аллах Всевышний мусульманам сражение в Мекке, и повелел им терпеть, чтобы их сражение не привело к большему вреду, чем необходимость терпеть гнёт. И польза сохранения их душ, религии и потомства перевешивала ту пользу, которую могло принести им их сражение» («И’ляму-ль-муваккы’ин», 2/150).
И он же сказал в «аль-Фаваид»:
«Терпеть страсть легче, чем терпеть то, к чему она приводит (как в этом, так и в вечном мире)».
Наконец, этим аятом Аллах побудил мусульман к борьбе против чужих грехов, дабы не разделить участь тех, кто их совершает (см.
Принуждение к грехам):
«Поистине, Аллах, могуч Он и велик, не наказывает большинство за дела части (общества) - до тех пор, пока они (большинство) не будут видеть порицаемое, (творящееся) среди них, которое они способны осудить, но не осудят его; если же они поступят так, то Аллах покарает и ту часть (общества, которая грешит), и остальных» (Ахмад; хадис слабый, но не противоречащий Корану и Сунне).
«Клянусь Тем, в Чьей руке моя душа, вы непременно будете призывать к одобряемому и запрещать порицаемое, или же Аллах будет готов наслать на вас кару, после чего вы будете обращаться к Нему с мольбами, а Он не ответит вам!» (ат-Тирмизи, Ахмад, аль-Байхакы. Имам ат-Тирмизи назвал его хорошим, и с этим согласился аль-Мунзири. См. «ат-Таргыб ва-т-тархиб»,
3/159-160).
Поэтому у мусульман должно быть чувство ответственности не только за себя, но и друг за друга, а также за тех людей, которыми они окружены.
Читайте также:
Любовь к Аллаху и её условия Является ли Аллах надменным и мстительным? Страх перед Аллахом и перед опасностями О братстве мусульман И хвала Аллаху, Господу миров.