Смысл имён некоторых женщин и ангелов

Aug 09, 2013 21:48

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Сегодня мы с дозволения Аллаха выясним значения имён некоторых выдающихся женщин и ангелов - персонажей исламских преданий.

«Хавва́» (Ева) происходит от арабского «хайй» - «живой». Аллах назвал первую женщину так потому, что сотворил её из части живого тела (тела Адама). От Ибн Аббаса и Ибн Мас'уда сообщается, что когда ангелы спросили Адама, желая узнать то, чему он обучен: «Как её зовут, Адам?», он ответил: «Хавва». Они спросили: «Почему её имя - Хавва?» Он сказал: «Потому что она была сотворена из живой вещи» (см. «Тафсиру-т-Табари», 1/513; «аль-Асмау ва-с-сыфат» аль-Байхакы, 2/259. См. также «аль-Бидая ва-нихая» Ибн Кясира, 1/173 и «ад-Дурру-ль-мансур» ас-Суюты, 1/279).

На иврите «Хавва» означает «источник жизни», и это неудивительно: ведь Аллах возложил на неё миссию вынашивать в своём утробе детей Адама - предков всего человечества.

«Ма́рьям» (Мария) связано с арабским словом «мурр» - «горький, горестный, печальный». На иврите произносится почти так же («Ми́рьям») и имеет тот же смысл. В библейской «Книге Руфи» одна из её главных героинь, став вдовой и потеряв сыновей, повелела людям называть её Марой:

«И шли обе они, доколе не пришли в Вифлеем. Когда пришли они в Вифлеем, весь город пришёл в движение от них, и говорили: это Ноеминь? Она сказала им: не называйте меня Ноеминью, а называйте меня Марою, потому что Вседержитель послал мне великую горесть» (Книга Руфи, 1:19-20).

По другой версии, имя «Марьям» происходит от глагола «ма́руа» - «быть сильным, мужественным» (на иврите аналогично). Это единственная женщина, названная в Коране по имени; её имя в тексте Писания встречается 34 раза, из них 23 раза - рядом с именем пророка Исы (мир ему): Иса, сын Марьям. Обычно Аллах, упоминая конкретную женщину, говорит о той как о супруге какого-то мужчины: «жена Адама», «жена Фараона», «жена Лута», «жена Абу Ляхаба». Однако праведную Марьям Он назвал по имени, потому что она была единственным земным родителем Исы (и единственной женщиной, которую Творец наградил таким чудом - ребёнок, рождённый без мужчины).

«Хади́джа» - «преждевременно рождённая». На примере этого арабского имени становится понятно, что красит на самом деле: имя человека или человек - имя. Одна из самых совершенных женщин мира, первая и любимая жена пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), родившая ему почти всех его детей, первая женщина, принявшая Ислам по его призыву, носила имя Хадиджа бинт Хувайлид. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Лучшие женщины в Раю - Хадиджа бинт Хувайлид, Фатыма бинт Мухаммад, Асия бинт Музахим, жена Фараона, и Марьям бинт Имран» (хадис от Ахмада, Абу Я'ли и ат-Табарани. аль-Хаким, аз-Захаби и аль-Хайсами назвали его достоверным. См. «аль-Мустадрак», 3/378-379 и «Маджма'у-з-заваид», 9/223).

В этом хадисе Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поставил Фатыму на второе место после Хадиджи, а в других хадисах он назвал первой Марьям бинт Имран. В «Сахихе» аль-Бухари есть предания о том, что он говорил:

«Лучшая среди женщин там - Марьям, и лучшая среди женщин там - Хадиджа»;

«Многие из мужчин достигли совершенства, но среди женщин не достиг совершенства никто, кроме Марьям бинт Имран, Асии бинт Музахим и Хадиджи бинт Хувайлид. Превосходство же Аиши над другими женщинами подобно превосходству сарида над остальными яствами».

Кроме того, Сам Аллах в Коране похвально отозвался о Марьям, жене Фараона Асие и супругах благородного Посланника (мир ему и благословение Аллаха), но обошёл молчанием Фатыму (да будет Он доволен всеми ими). Отсюда следует, что хадис, где сказано, что последняя является госпожой обитательниц Рая (т.е. наилучшей среди них), не охватывает тех женщин, которые были названы выше (подобно тому, как Абу Бакр и Умар являются господами мужчин Рая, кроме пророков и посланников Аллаха).

«Фа́тыма» - «отнимающая от груди ребёнка, прекращающая его кормить». Имя наилучшей дочери Пророка (единственной дочери, которая родила ему внуков и застала его смерть) и многих его сподвижниц. Вероятно, что древние арабы называли так дочерей, усматривая в имени добрую примету и надеясь, что девочка вырастет, выйдет замуж, родит и отлучит подросшего ребёнка от груди.

«А́сия» - «утешающая, лечащая». Имя или же арабский перевод имени праведной жены египетского тирана времён пророка Мусы (мир ему) - Рамзеса Второго. Однажды она со своими служанками пришла к Нилу и обнаружила плавающий в реке сундук, внутри которого был грудной мальчик. Асия рассказала фараону о находке и убедила его взять ребёнка на воспитание. После этого она назначила Мусе кормилицу, не подозревая, что та есть его настоящая мать.

Когда Муса вырос, стал пророком и вернулся к фараону, чтобы увещевать того, Асия уверовала в Аллаха и Его откровение, за что подверглась жестоким пыткам Рамзеса Второго. Но Асия, да будет доволен ею Аллах, устояла на единобожии, несмотря на угрозы, мучения, ругань и т.д. Аллах, пречист Он и велик, сохранил её мольбу в Своей священной Книге. Сказала Асия:

«Господи! Спаси меня от Фараона и его деяний! Возведи для меня дом в Раю возле Тебя и спаси меня от несправедливых людей!» (Коран, 66: 11).

«За́йнаб» - арабское название дерева с приятным запахом. Вероятно, происходит от слова «а́знаб» - «толстый и низкий». Такое имя носили две жены и одна из дочерей Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.

«А́иша» - «живущая». Имя самой любимой жены нашего Пророка (после Хадиджи) и единственной его жены, которая до замужества была девственницей.

Теперь перейдём к анализу имён некоторых ангелов. «Джабраи́ль» или «Джибри́ль» происходит от фразы «джабри́ - иля́х», т.е. «моё могущество - Бог» (или моё могущество от Бога). В иврите ему соответствует имя «Гавриэ́ль» (Гавриил) с тем же смыслом. Это имя самого приближённого к Аллаху ангела, на которого была возложена обязанность передачи откровения Его пророкам. Также он явился к Марьям, чтобы известить её о рождении сына - Исы.

«Микяи́ль» есть сокращение фразы «ма кя-иля́х?» - «что подобно Богу?» Это риторический вопрос, ибо ничто и никто на Земле и в небесах не равны Аллаху. Такое имя Аллах дал ангелу, отвечающему за атмосферные осадки. В Библии он известен под именем «Михаэ́ль» (Михаил).

Имена других ангелов в Коране не упоминаются и мы здесь их разбирать не будем.

В конце хочу пожелать всем мусульманам, чтобы они давали своим детям имена пророков и праведников (насчёт имён ангелов среди учёных нет единого мнения), а не кумиров неверующей толпы.

И хвала Аллаху, Господу миров.

Это интересно, Знамения Аллаха, Праведные предки

Previous post Next post
Up