Беды человечества и воля Аллаха

May 28, 2013 14:07

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Один из самых частых вопросов о Боге, задаваемых людьми, - несёт ли Он какую-то ответственность за беды человечества? И если да, то почему Он допускает их? В этой статье я постараюсь дать краткий и ясный ответ.

Если бы Всевышний захотел, Он бы мог сотворить один только Рай, где нет никаких неприятностей и проблем. Однако в этом случае мы бы не поняли и не оценили Его милость по отношению к нам, ибо всё познаётся в сравнении. Есть несколько преданий от праведных предков исламской уммы, общий смысл которых состоит в следующем.

Однажды Аллах показал Адаму его потомство и тот увидел, что среди них будут глухие, слепые, больные и убогие, что часть людей попадёт в Рай, а другая часть - в Ад. Адам спросил: «Господи! Зачем Ты сделал это с моими детьми?» Аллах ответил: «Затем, чтобы ты был благодарен Мне за Мою милость» (см. «Истории о пророках» Ибн Кясира, гл. 3).

Поэтому без болезни люди не познают ценность здоровья, без войны - ценность мира, а без Ада не будут признательны их Господу за Рай. При этом Аллах справедлив - Он не раскидал всех людей по Райским кущам и Адским ямам наугад, но создал земной мир, дабы в вечном мире распределить Своих рабов согласно их деяниям:

«Он - Тот, Кто создал смерть и жизнь, чтобы испытать вас и узнать: кто из вас наилучший в своих поступках» (Коран, 67:2);

«Клянусь душой и тем, как Он придал ей совершенный облик и внушил ей и порочность её, и богобоязненность! Преуспел тот, кто её очистил, и понёс урон тот, кто облёк её (в несправедливость)» (Коран, 91:7-10).

Итак, Творец наполнил души людей тёмными страстями, но одновременно Он даровал человеку волю, разум и богобоязненность, чтобы тот подавлял в себе эти страсти. И каждому человеку Аллах облегчает тот путь, который он выбрал сам.

«Ваши стремления различны. Тому, кто отдавал должное (или раздавал милостыню) и был богобоязнен, кто признавал наилучшее (свидетельство единобожия или Рай), Мы облегчим путь к легчайшему (к праведным деяниям и Раю). А тому, кто был скуп и полагал, что ни в чём не нуждается, кто счёл ложью наилучшее (свидетельство единобожия или Рай), Мы облегчим путь к тягчайшему (к грехам и наказанию)» (Коран, 92:4-10).

Таким образом, Он «идёт навстречу» нашим желаниям (в большинстве случаев). Кто-то захотел украсть - даст ему силу и способность для преступления. Другой захотел накормить бедняка - поможет ему в достижении благой цели. Но в выборе самих желаний мы свободны.

Последний пункт в этой теме: знает ли Он будущее? Да, знает, но Его предопределение (для людей) строится на ПРЕДСКАЗАНИИ, а не на принуждении. Он предсказывает (или предвидит) нашу судьбу на основе Своих знаний и мудрости и никогда не ошибается. Говоря о предопределении, Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) часто употребляют глагол «предписать» (кя́таба) и производные от него. Согласитесь, «предписать» и «заставить» - далеко не одно и то же. Так же и разнообразные эксперты составляют и записывают прогнозы тех или иных явлений, однако они никого ни к чему не принуждают - они всего лишь предсказывают грядущее развитие событий (разница в том, что Аллах Всевышний не может допускать ошибок, свойственных людям).

И да благословит Аллах нашего Пророка, его семью и всех его сподвижников.

Вера в Аллаха, Почему Ислам?, Знамения Аллаха, Вопросы вероучения

Previous post Next post
Up