Наказание за воровство

Dec 03, 2014 18:01

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

О том, что вору, укравшему вещь дороже определённой стоимости, по шариату отрубают правую руку (точнее, кисть), знают, наверное, все. Но далеко не каждому известно, как поступают с ворами-рецидивистами.

"Если (вор) украл во второй раз, ему отрубают левую ногу; об этом сказали множество (имамов), кроме Ата, от которого сообщают, что нужно отрубить левую руку - соответственно словам (Аллаха), свят Он: «(Вору и воровке) отрубите их руки». Также (рука) есть орудие кражи и насилия, поэтому наказывать её отсечением является наиболее подходящим. Это же передаётся от Рабиа и Дауда. Но это мнение отклонено и противоречит словам множества факыхов разных городов - знатоков фикха и преданий (Корана и Сунны) из числа сахабов, табиунов и тех, кто был после них. (Отрубать левую ногу) было мнением Абу Бакра и Умара, да будет доволен ими Аллах. А Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, сказавшего: «Если вор украл, то отрубите ему руку, а если вернулся (к этому), то отрубите его ногу». Ещё (это верно), потому что разбой является основанием для отсечения обоих этих членов; (разбойнику) отрубают правую руку и левую ногу, а не обе руки" («аль-Мугни» Ибн Кудамы, 9/106).

Добавлю здесь, что разбойнику отрубают накрест руку и ногу на основе следующего аята:

«Воистину, те, которые сражаются против Аллаха и Его Посланника и стремятся посеять на земле нечестие, в воздаяние должны быть убиты или распяты, или у них должны быть отсечены накрест руки и ноги, или они должны быть изгнаны из страны» (Коран, 5:33).

Но факыхи разошлись относительно того, что делать, если он украл в третий раз после отсечения правой руки и левой ноги. Ханафиты и ханбалиты пришли к тому, что ему ничего не отрубают, однако осуждают и заточают в тюрьму. Они доказывали это тем, что однажды к Умару, да будет доволен им Аллах, привели вора с отрубленными рукой и ногой, которого звали Садум. Он хотел отсечь тому (руку или ногу), но Али сказал ему: «Поистине, у него и так отрублены рука и нога!» Тогда он лишил его свободы, ничего не отрубив (см. «аль-Мусаннаф» Абду-р-Раззака, 10/186 и «Кянзу-ль-'уммаль» аль-Хинди, 5/545).

Также сообщается, что Али напомнил Умару, да будет доволен ими Аллах, когда тот хотел покарать вора, упомянутый аят о разбойниках - как доказательство того, что не следует отрубать что-то тем, кто уже наказан перекрёстным отсечением руки и ноги (см. «Кянзу-ль-'уммаль», 5/553; «ас-Сунану-ль-кубра» аль-Байхакы, 8/274 и «аль-Мугни», 9/110).

Мнение тех имамов, которые запретили отсечение второй руки, подкрепляет и хадис о поступке Али: передаётся, что к повелителю правоверных однажды привели вора, и он отсёк тому руку, затем привели его же во второй раз, и он отсёк ему ногу, затем привели его в третий раз, и Али сказал: «Если я отрублю ему руку, то чем он будет кушать и чем будет вытираться (в других версиях: «подмываться, совершать омовение»)? Если я отрублю ему ногу, то чем он будет ходить? Я стыжусь Аллаха, могуч Он и велик!» И он выпорол того и заточил в тюрьму (аль-Байхакы, Ибн Аби Шейба, ад-Даракутни; см. «Насбу-р-рая» аз-Зайляи, 4/208).

Однако шафииты и маликиты были иного мнения на сей счёт (которое также высказывал имам Ахмад):

«От Абу Бакра и Умара передано, что они отсекали руку того, у кого уже были отрублены рука и нога; таким же было мнение Катады, Малика, аш-Шафи'и, Абу Саура и Ибн Мунзира. От Усмана, Амра бин аль-Аса и Умара бин Абди-ль-Азиза сообщается, что в третий раз следует отрубать левую руку, в четвёртый раз - правую ногу, а в пятый раз - казнить» («аш-Шарху-ль-кябир» Ибн Кудамы, 10/294).

Основой этих действий был хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который четыре раза приказывал отсекать одному и тому же вору руки и ноги, а в пятый раз повелел убить его (сообщили Абу Дауд, ан-Насаи, ат-Табарани, аль-Байхакы; хотя хадис слабый, но передаётся разными путями, усиливающими друг друга, как сказал аль-Альбани в «Ирвау-ль-галиль», 8/86-87).

Тем, кто считает всё сказанное варварством и безумием, рекомендую прочитать: Шариатские наказания или тюрьма: что гуманней?

И да благословит Аллах нашего Пророка, его семью и сподвижников.

Фикх, Шариатское государство, Праведные предки

Previous post Next post
Up