Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Не редкость видеть и слышать то, как враги Аллаха подвергают язвительным насмешкам молитву мусульман (намаз): «они целуют землю», «они нюхают ковры мечетей», «они поднимают к Аллаху свои зады» и т.д. Но знают ли эти бедолаги, что, оскорбляя нас, они оскорбляют и всех Божьих посланников, в том числе Иисуса?
«Тогда говорит им Иисус: душа моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со мною. И, отойдя немного, пал на лицо своё, молился и говорил: Отче мой! Если возможно, да минует меня чаша сия; впрочем, не как я хочу, но как Ты» (От Матфея, 26:38-39);
«И, выйдя, пошёл по обыкновению на гору Елеонскую, за ним последовали и ученики его. Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И сам отошёл от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо меня! впрочем не моя воля, но Твоя да будет. Явился же ему Ангел с небес и укреплял его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот его, как капли крови, падающие на землю. Встав от молитвы, он пришёл к ученикам, и нашёл их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (От Луки, 22:39-46).
Целовал ли Иисус (мир ему) иконы и кресты? Жёг ли он свечки? Обучал ли этому кого-нибудь из апостолов? Нет и трижды нет! Не делал этого никто и до него; однако все угодники Аллаха совершали «са́джда» (земной поклон), т.е. падали перед Ним ниц:
«И пал Аврам на лицо своё. Бог продолжал говорить с ним и сказал...» (Бытие, 17:3);
«И пал Авраам на лицо своё, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит? И сказал Авраам Богу...» (Бытие, 17:17-18);
«Моисей тотчас пал на землю и поклонился (Богу) и сказал: если я приобрёл благоволение в очах Твоих, Владыка, то да пойдёт Владыка посреди нас...» (Исход, 34:8-9);
«И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; всё общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня? Моисей, услышав это, пал на лицо своё и сказал Корею и всем сообщникам его, говоря: завтра покажет Господь, кто Его, и кто свят, чтобы приблизить его к Себе...» (Числа, 16:3-5);
«Иисус разодрал одежды свои и пал лицом своим на землю пред ковчегом Господним и лежал до самого вечера, он и старейшины Израилевы, и посыпали прахом головы свои. И сказал Иисус: о, Господи Владыка! для чего Ты перевёл народ сей чрез Иордан, дабы предать нас в руки Аморреев и погубить нас? <...> Господь сказал Иисусу: встань, для чего ты пал на лицо твоё?» (Книга Иисуса Навина, 7:6-10);
«И поднял Давид глаза свои, и увидел Ангела Господня, стоящего между землёю и небом, с обнажённым в руке его мечом, простёртым на Иерусалим; и пал Давид и старейшины, покрытые вретищем, на лица свои. И сказал Давид Богу: не я ли велел исчислить народ?» (Первая книга Паралипоменон, 21:16-17);
«Тогда народ (Израиля) пал, поклонился Богу и воззвал: Господи, Боже Небесный! воззри на их гордыню и помилуй смирение рода нашего...» (Книга Иудифь, 6:18-19).
До Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) саджда была не только формой поклонения Аллаху, но и знаком глубоких любви и почёта к кому-то помимо Него:
«И призвали Ахиора из дома Озии. Когда он пришёл и увидел голову Олоферна в руке одного мужа среди собрания народа, то пал на лицо своё и ослабел духом. Когда же подняли его, он припал к ногам Иудифи, поклонился ей и сказал: благословенна ты во всяком селении Иуды и во всяком народе, которые, услышав об имени твоём, изумятся» (Книга Иудифь, 14:6-7);
«Он (Юсуф, или Иосиф) поднял своих родителей на трон, и они пали ниц перед ним» (Коран, 12:100).
Этот вид саджда («челобитья», как говорили на Руси) Всевышний Аллах установил ещё во времена Адама, мир ему:
«Вот Мы сказали ангелам: "Падите ниц перед Адамом!" Они пали ниц, и только Иблис сказал: "Неужели я паду ниц перед тем, кого Ты создал из глины?"» (Коран, 17:61).
Однако в шариате последнего Посланника (мир ему и благословение Аллаха) второй вид саджда был отменён. От Ибн Маджи, Ибн Хиббана и ат-Табарани сообщается, что когда Му'аз бин Джабаль вернулся из Йемена, он совершил земной поклон перед Пророком, мир ему и благословение Аллаха, который спросил: «Что это, о, Му'аз?» Тот ответил: «О, Посланник Аллаха, я видел, как в Сирии люди преклоняются перед своими монахами и руководителями, и они передают это от своих пророков». Он сказал: «Они лгут (т.е. неправы), о Му'аз; если бы я и приказал совершить земной поклон кому-либо ещё (кроме Аллаха), то я приказал бы женщине пасть ниц перед её мужем ввиду величия его прав на неё». Достоверность хадиса подтвердили аль-Мунзири в «ат-Таргыб ва-т-тархиб» (
3/36), аз-Захаби в примечаниях к «Мустадраку» аль-Хакима (
4/190) и аль-Хайсами в «Маджма'у-з-заваид» (4/309).
Так кто же в наши дни более близок к религии Аллаха и Его пророков (в том числе Ибрахима, Мусы и Исы, мир им), чем мусульмане?
И да благословит Аллах нашего посланника Мухаммада, его семью, сподвижников и тех, кто следует их путём!