Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Если (один) раб (Аллаха) покроет другого раба (т.е. скроет его позор) в мире этом, Аллах обязательно покроет его (самого) в День воскресения» (Муслим).
Ибн аль-Кайим говорил:
"Искреннее наставление - это благодеяние человеку, исходящее из сострадательности и милосердия к нему, заботы и переживания. Это и есть настоящее чистосердечие и доброе отношение, основанное на милосердии и доброте. Искренний советчик даёт наставление только из стремления к лику Аллаха и надеясь снискать Его благоволение, желая добра Его творениям. Поэтому он делает это в крайне мягкой форме, терпит обиды и упрёки, исходящие от человека, к которому обращено наставление. Он обходится с ним подобно тому, как сострадательный доктор относится к тяжело больному человеку. Ведь доктор терпит дурной характер больного, его грубость, исходящую от него антипатию, и обходится с ним мягко, дабы всеми возможными путями донести до него лекарство. Именно таков искренне наставляющий человек.
А что касается упрекающего, то это - человек, который в форме наставления стремится опорочить и унизить людей, а получив замечание, накидывается с бранью и руганью. Такой, облачив себя в одеяние искреннего наставляющего и сопереживающего человека, говорит: «Ты совершил то-то и то-то! Ты достоин порицания и заслуживаешь пренебрежения!» А ведь когда этот человек видит такое же дело или дурной поступок у того, кого любит и к кому хорошо относится, он не предъявляет ему претензий и ничего не говорит. Напротив, ищет для него разнообразные оправдания, а уж когда ничего не находит, то говорит: «Никому не дарована непогрешимость! Человек - существо, подверженное ошибкам! Достоинства этого человека превосходят его недостатки, а Аллах - прощающий, милосердный!» и т.п. Удивительно! Чего только не удостаивается тот, кого он любит, и что только не достаётся тому, кого он ненавидит. Как получается, что (неприятель) от тебя получает упрёки и порицания, облечённые в форму наставления, а другому, (совершившему то же самое), ты выражаешь надежду, что Аллах простит его и будет к нему снисходителен, и при этом находишь ему различные оправдания?
Также из отличий между искренним советником и упрекающим то, что искренне наставляющий не начинает враждовать с тобой, если ты не принял его наставление, а лишь говорит: «Моя награда уже (ожидает меня) у Аллаха, принял ты моё наставление или нет», а в твоё отсутствие молит Аллаха (наставить) тебя, и не указывает людям на твои недостатки. А упрекающий противоположен всему этому" («ар-Рух»,
стр. 257-258).
Также к условиям доброго совета относится разговор наедине, как сказал имам аш-Шафи'и:
«Кто увещевал своего брата скрыто (т.е. наедине), тот дал ему наставление и красиво поступил по отношению к нему, а кто увещевал своего брата прилюдно, тот унизил его и опозорил» («аль-Хилья» Абу Ну'айма,
9/140).
А до него - Фудайль бин Ияд:
«Верующий скрывает и советует, а нечестивец позорит и унижает» («Джами’у-ль-‘улюм»,
1/225).
Вывод, сделанный хафизом Ибн Раджабом:
«Праведные предки были таковы, что если хотели увещевать кого-либо, то увещевали его скрыто. И, как сказали некоторые из них, если кто-либо увещевает своего брата наедине, то - это увещевание; а если кто-либо увещевает его перед людьми, то это - лишь унижение» («Джами’у-ль-‘улюм», 1/225).
Читайте также:
Отсутствие зависти и нелюбовь к конфликтам О взаимоотношениях мусульман Порицание грехов мусульман Сплетни о мусульманах Шейху-ль-ислам о злословии И хвала Аллаху, Господу миров.