Зачем Аллах испытывает Своих рабов?

Jun 12, 2013 15:53

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

В прошлых статьях мы уже касались вопроса о том, что Аллах в этой жизни испытывает верующих рабов разными неприятностями. Он и Сам прямо говорит об этом:

«…Мы подвергаем вас умеренным испытаниям страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов (т.е. урожая). Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает несчастье, говорят: "Поистине, все мы принадлежим Аллаху и к Нему мы возвращаемся!" Они - те, на которых нисходят благословения их Господа и милость, и они ведомы верным путём» (Коран, 2:155-157).

Из этих благородных аятов мы понимаем, для чего Аллаху нужны такие испытания. С их помощью Он приучает мусульман к терпению, которое является одним из характерных признаков богобоязненного человека:

«Поистине, каждый человек понесёт убыток (в будущей жизни), кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу Истину и заповедали друг другу терпение» (Коран, 103:2-3).

Наполняя сердца мусульман терпением, Аллах готовит их к великому «испытанию могилы», т.е. к суровому экзамену сразу после смерти, когда люди будут вкратце спрошены о том, кому и как они поклонялись. Успешно сдать его смогут только те, о ком Аллах сказал выше, - обладатели веры, знаний, праведных дел и терпения. Так же и школа 11 лет готовит человека к выпускным экзаменам, от результатов которых во многом зависит его дальнейшее образование.

Поняв это, мы поймём и смысл пророческого хадиса: «Того, кому Аллах желает добра, Он подвергает испытанию» (аль-Бухари). Аллах любит верующих и послушных Ему рабов, желая им вечных удовольствий в Раю, а потому превращает их земной путь в многолетнюю подготовку к испытанию могилы. Это похоже на то, как родители отдают ребёнка в школу, не позволяя ему весь день развлекаться на улице в компании друзей, - именно потому, что они его любят и желают для него успехов во взрослой жизни.

Испытаниями Аллаха являются не только беды, переживаемые мусульманином, но и те обязанности, которые Он на него возложил (например, ежедневная пятикратная молитва). При этом Аллах проявляет наивысшую мудрость - Он прекрасно знает возможности Своих рабов, а потому не сталкивает их с невыносимыми проблемами:

«Аллах не возлагает на душу сверх её возможностей» (Коран, 2:286);

«…не отчаивайтесь в милости Аллаха! Воистину, в милости Аллаха отчаиваются только неверующие люди» (Коран, 12:87);

«Воистину, за каждой трудностью наступает облегчение. Истинно, за каждой трудностью - облегчение» (Коран, 94:5-6).

Таким образом, Всевышний не обременяет людей невыполнимыми приказами и запретами и не посылает праведным рабам такие несчастья, которые они не смогут вытерпеть без того, чтобы разочароваться в Нём и Его религии. Аллах напрочь оставляет без помощи и поддержки только тех, кто отрицает Его откровения и законы или грубо искажает их:

«Если бы жители селений уверовали и стали богобоязненны, Мы раскрыли бы перед ними (врата) благодати с неба и земли. Но они сочли это ложью, и Мы схватили (т.е. покарали) их за те (грехи), которые они накопили. Неужели жители селений не опасались того, что Наше наказание настигнет их ночью, когда они спят? Неужели жители селений не опасались того, что Наше наказание настигнет их утром, когда они забавляются?» (Коран, 7:96-98);

«Сколько поколений до них Мы подвергли гибели! Разве ты ощущаешь присутствие кого-нибудь из них или слышишь их шёпот?» (Коран, 19:98).

Однако Аллах может наказать неверных не только пагубными катастрофами, но и крайне беспечной и беспроблемной жизнью в этом мире:

«Оставь же Меня наедине с теми, кто считает ложью это повествование. Мы завлечём их так, что они даже не осознают этого» (Коран, 68:44);

«Никогда не совершай (погребальный) намаз по кому-либо из них (лицемеров, притворявшихся мусульманами) и не стой над его могилой, ведь они не уверовали в Аллаха и Его Посланника и умерли нечестивцами. Пусть не восхищают тебя их имущество и дети. Аллах хочет только наказать их таким образом в этом мире, чтобы они расстались со своими душами, будучи неверующими» (Коран, 9:84-85);

«Ни богатство, ни дети ничем не помогут перед Аллахом тем, которые не уверовали. Они станут обитателями Огня и пребудут там вечно» (Коран, 3:116).

И Господь миров предупредил мусульман, чтобы они не увлекались чрезмерно благами и красотами этого мира, забывая о вечной жизни:

«О те, которые уверовали! Пусть ваши богатства и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. А те, которые поступают таким образом, окажутся потерпевшими убыток» (Коран, 63:9);

«Воистину, ваше имущество и ваши дети являются искушением. У Аллаха же (для вас уготована) великая награда. Посему бойтесь Аллаха по мере своих возможностей, слушайте, повинуйтесь и расходуйте (имущество) во благо самим себе (т.е. на праведные цели). А те, кто уберёгся от собственной скупости, являются преуспевшими» (Коран, 64:15-16);

«Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его Лику. Не отвращай от них своего взора, желая красот этого мира, и не повинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежными к Нашему Напоминанию, кто потакает своим страстям и чьи дела (в День Суда) окажутся тщетными» (Коран, 18:28);

«Приведи им притчу о мирской жизни. Она подобна воде, которую Мы ниспосылаем с неба. Земные растения наполняются ей, а потом превращаются в сухие былинки, рассеиваемые ветром. Воистину, Аллах способен на всё. Богатство и сыновья - украшение мирской жизни, однако нетленные благодеяния лучше по вознаграждению перед твоим Господом, и на них лучше возлагать надежды» (Коран, 18:45-46).

Итак, мы приходим к выводу, что Аллах испытывает Его рабов как горем, так и радостью. И подлинно верующим может называться только тот, кто терпит ради Аллаха трудные минуты своей жизни, не отчаиваясь в Его милости, а в минуты счастья благодарит Его и сохраняет внутреннюю готовность к новым проблемам:

«Поистине, человек создан нетерпеливым - беспокойным, когда его касается беда, и скупым (на благодарность), когда его касается добро. Исключение - молящиеся (мусульмане), которые регулярно совершают свой намаз» (Коран, 70:19-23).

И поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал великие слова:

«Сколь удивительно положение верующего! Поистине, всё в положении его является для него благом, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» (Муслим). (Замечу, что аяты Корана он сообщал людям дословно, тогда как пророческие хадисы - это его пересказ откровений Аллаха в произвольной форме)

И да благословит Аллах нашего Пророка, его семью и сподвижников.

Вера в Аллаха, Почему Ислам?, Знамения Аллаха, Религиозные чувства, Вопросы вероучения

Previous post Next post
Up