Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Сирийский армянин Вахан Кюркджян (1863-1961 гг.), эмигрироваший в США, писал:
"К 639 году под руководством Абду-р-Рахмана 18 000 арабов проникли в уезд Тарон и область озера Ван и прошлись по стране огнём и мечом. <...>
Епископ Себеос, свидетель и единственный историк, записавший процесс арабского завоевания, с глубокой скорбью пишет в своей «Истории Ираклия» о печальной судьбе собственной страны. 6 января 642 года арабы взяли штурмом и захватили город Двин, убили 12 000 жителей и увели 35 000 человек в рабство" («История Армении»,
гл. 23).
Итак, если верить этому историку, 18 тысяч мусульман прирезали 12 тысяч и поработили 35 тысяч неверных - почти по два невольника на одного муджахида! Хотя реальное неравенство должно быть ещё резче, ведь на штурм одного города была брошена не вся армия Абду-р-Рахмана, а лишь некоторая её часть. Такое могло стать возможным только в одном случае - если бы исламские воины той эпохи были вооружены артиллерией и бронетехникой, а не мечами и копьями. Именно поэтому другой армянский автор - советский востоковед Арам Тер-Гевондян (1928-88 гг.) сомневался в достоверности этих цифр:
«Через несколько дней после этого похода арабы вернулись по той же дороге, по которой пришли, и увели с собой множество пленных. В это время Теодорос Рштуни устроил засаду в области Коговит с целью освободить пленных, число которых, по Себеосу, достигало 35 000. Трудно поверить, что такое большое количество людей находилось в руках нескольких тысяч воинов. Возможно, здесь имела место ошибка переписчика» («Армения и Арабский халифат»,
стр. 26).
Ещё один советский и российский востоковед - Олег Большаков вообще подвергает сомнению сам факт похода армии мусульман на Двин:
«Христианские источники связывают с этим походом нападение на Двин. Согласно Себеосу, арабское войско прошло северным берегом оз. Ван и от Беркри повернуло на северо-восток к столице Армении - Двину, в то время как Теодорос Рштуни ожидал арабов около Нахичевана... Князья области Айрарат разрушили мост через реку около города и, задержав таким образом арабов, успели собрать свои войска и укрыть жителей, рассеявшихся по окрестностям для сбора винограда, за городскими стенами. Однако кто-то из армян, находившихся в арабском войске, помог найти переправу, и арабы принялись опустошать окрестности. На пятый день после переправы, в пятницу 6 октября, они штурмом взяли город, перебив 12 000 мужчин, в том числе и духовных лиц, а множество женщин и детей (будто бы 30 000) увели в плен. Теодорос Рштуни пытался, перехватить арабов на обратном пути, чтобы хотя бы освободить пленных, но не сумел это сделать.
А.Н. Тер-Гевондян, следуя Я. Манандяну, датирует взятие Двина 6 октября 640 г., однако, если верить аль-Балязури, поход на Хлат не мог произойти раньше весны 641 г., и, кстати, 6 октября 641 г. расходится с 6 октября 640 г. всего на один день (суббота вместо пятницы). Значительные сбои в хронологии этого периода у Дионисия и Гевонда (последний относит нападение на Двин ко второму году царствования Константа, т. е. к 642 г.) не позволяют опираться на этих авторов, а арабские историки почему-то этот поход не упоминают совершенно» («История Халифата»,
т. II, гл. 2).
Впрочем, если для кого-то «честное имя» епископа Себеоса важнее исторической правды - пусть верит мифам о «грозном Халифате», усеявшем Армению трупами десятков и сотен тысяч христиан. Однако надо понимать, что такие мифы позорят не только и столько армию Халифата, сколько армянских воинов, защищавших Двин, которые якобы позволили нескольким тысячам мусульман безнаказанно увести в плен аж 35 тысяч своих единоверцев!
Click to view
Читайте также:
Об исторических обидах Взятие Казани и Константинополя. Почувствуйте разницу! Сжёг ли Умар Александрийскую библиотеку? Тагутское иго Доверяй, но проверяй! И хвала Аллаху, Господу миров.