Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Мольба - это ядро (или мозг) поклонения» (ат-Тирмизи; хотя достоверность этого хадиса под сомнением, но его смысл не расходится с Кораном и Сунной).
Арабский оригинал этого термина - «ду'а́» буквально означает: «зов, призыв, воззвание». Знаток арабского языка Ибн аль-Манзур писал на этот счёт следующее:
"Абу Исхак говорил относительно слов Всевышнего:
«Я отвечаю на мольбу взывающего, когда он зовёт Меня» (Коран, 2:186):
'Смысл мольбы к Аллаху троякий; есть вид (мольб, выражающих) веру в Его единство и прославляющих Его, наподобие слов: «О Аллах! Нет бога, кроме Тебя» и «О наш Господь, тебе вся хвала!» Если ты сказал это, то ты воззвал к Нему словами «О наш Господь!», а затем произнёс фразы восславления и единобожия... Это один из примеров мольбы. Второй вид - это просьба к Аллаху о прощении, милосердии и о том, что приближает к Нему, наподобие слов: «О Аллах, прости нас!» Третьим же видом является просьба об уделе из этого мира, наподобие слов: «О Аллах! Надели меня богатством и детьми». Всё это называется мольбой, потому что человек произносит в этих случаях выражения: «О Аллах! О Господь! О Всемилостивый!» - посему они названы мольбой. И, как передаётся в (пророческом) хадисе в день Арафата:
«Самой частой из моих мольб и мольб пророков до меня в дни Арафата было: “Нет бога, кроме Аллаха единого, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит вся власть, и Ему вся хвала, и Он способен на всё!”»
Эти слова исповедания единобожия, восхваления и прославления (Аллаха) именуются мольбой ввиду их достоинств, так как ответом на это будет награда Аллаха, земная и загробная, как сказано в другом хадисе:
«Если Мой раб занят восславлением Меня вместо просьб, обращённых ко Мне, то Я воздам ему лучшим, чем воздастся просящим»'" («Лисану-ль-'араб»,
5/266-267).
Итак, суть мольбы в Исламе - это обращение к Аллаху с какой-то просьбой или хвалебными словами в Его адрес. Ибн аль-Араби так пояснил упомянутый выше хадис Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):
«Мозг придаёт силы всем органам, также и мольба есть мозг поклонения, ибо с её помощью усиливается поклонение набожных людей. Поэтому мольба является душой поклонения» («Тухфату-ль-ахвази би-шархи джами'и-т-Тирмизи» аль-Мубаракфури,
9/219).
Отсюда следует, что взывая к кому-то (Аллаху или идолу) с мольбой, человек считает объект мольбы своим богом: его сердце испытывает перед ним благоговение, страх и другие религиозные чувства:
«Воистину, они (праведные предки) спешили творить добро, взывали к Нам с желанием и страхом и были смиренны перед Нами» (Коран, 21:90).
Молящий кого-то о чём-то верит, что этот бог (даже если он и не называет его так) способен не только услышать и понять человека, но и выполнить любую его просьбу. Само собой, что такими качествами обладает один Всевышний Аллах (см. также
Признаки того, кто уповает на Аллаха):
«О рабы Мои! Если бы первые и последние из вас, все люди и джинны встали на единой возвышенности и попросили бы Меня (, кто о чём хочет), а Я бы дал каждому требуемое им, это убавило бы то, что есть у Меня, настолько же, насколько игла, погружённая в море, убавляет (объём воды в нём)!» (священный хадис от Муслима).
И Он не нуждается в том, чтобы устрашать или задабривать Его Своими творениями. Как сказал об этом имам Абу Ханифа (да помилует его Аллах):
"Не следует никому обращаться к Аллаху с мольбами, кроме как посредством Него Самого. О мольбах, которые дозволены и с которыми велено (взывать к Аллаху), говорится в словах Всевышнего:
«У Аллаха - самые прекрасные имена. Посему зовите Его по ним и оставьте тех, которые уклоняются (от Истины) в отношении Его имён. Они получат воздаяние за всё то, что совершали» (Коран, 7:180)" («ад-Дурру-ль-мухтар» аль-Хаскяфи,
стр. 662);
"Отвратительно, когда взывающий к Аллаху с мольбами говорит: «Я прошу Тебя ради того, что полагается такому-то», или «ради того, что полагается Твоим пророкам и посланникам», или «ради того, что полагается Твоему Заповедному дому и Заповедному месту»" («Шарху-ль-'акыдати-т-Тахавийя» Ибн Аби-ль-Изза аль-Ханафи, 1/297; «Маджму'у-ль-фатава» Ибн Таймии, 1/203).
Также повторю здесь то, о чём я уже писал ранее в статье
О Божьей благодати:
Во время правления Умара бин аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), когда их поражала засуха, он просил Аббаса бин Абди-ль-Мутталиба (да будет доволен им Аллах), чтобы тот воззвал к Аллаху с мольбами о дожде. Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: «О, Аллах! Когда нас (раньше) поражала засуха, мы обращались к Тебе посредством нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), чтобы Ты ниспослал нам дождь. Теперь же мы обращаемся к Тебе посредством дяди нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха)». После чего он говорил: «Вставай, о Аббас! Проси у Аллаха для нас дождя» (аль-Бухари).
Из этого хадиса мы ясно и недвусмысленно понимаем, что значит «молить Аллаха посредством кого-то» [«би-фулян»]. Все знаменитые сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха) вкладывали в эти слова только один смысл: передать живому, дееспособному и праведному человеку просьбу о том, чтобы он воззвал к Аллаху (как правило, руководя коллективной мольбой мусульман).
В целом же, мольбы, обращённые к кому-то или чему-то помимо Аллаха, ещё более странны и нелепы, чем пассажир автобуса, который просит об остановке не водителя (или других пассажиров, чтобы те передали это водителю), а саму машину, управляемую шофёром.
И хвала Аллаху, Господу миров.