Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Мы уже касались вопроса о том, что искренняя вера в Аллаха исключает предвкушение награды за праведные дела непременно в этой жизни (см.
Искренность в Исламе Разница между Исламом и идолопоклонством). Однако гордыня и любовь к похвале - это минусы, от которых в полной мере не свободен никто, кроме пророков Аллаха. Можем ли мы надеяться на то, что Аллах примет наше поклонение, в котором были какие-то следы тщеславия?
Ответ находим в «Книге единобожия», точнее - в комментариях шейха Ибн Усаймина (да помилует его Аллах) к этой великой книге:
"Вопрос о действительности поклонения, к которому примешалась показуха, разделяется на три пункта.
Первый: когда основным мотивом поклонения является желание показать себя людям, как, например, тот, кто встал на молитву по причине показухи перед людьми, не стремясь к лику Аллаха; это - многобожие, делающее поклонение тщетным.
Второй: когда это (желание показать себя) проникло в дела поклонения во время выполнения их, т.е. занятый этим человек был искренен перед Аллахом в начале дела, после чего по мере его выполнения к нему внезапно явилось тщеславие; тогда, если конец поклонения не связан неразрывно с его началом, то начало является действительным в любом случае, а конец становится тщетным. Пример этого: человек, имеющий сто риалов, которые он приготовил для пожертвования, пожертвовал 50, будучи искренним, и раздал напоказ 50 оставшихся. Первая милостыня действительна, а вторая тщетна.
Если же поклонение таково, что его конец неразрывно связан с началом, то здесь возможны два случая.
Первый: если он (мусульманин) борется с этим тщеславием, не относясь к нему спокойно, но отвращаясь от него и испытывая к нему ненависть, то оно никак не повлияет на него, исходя из слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха):
«Поистине, Аллах простил моей общине то, к чему подговаривали их души, но они этого не совершили и не произнесли» (аль-Бухари, 4/222 и Муслим, 1/116).
Примером этого является мужчина, который начал совершать два ракаата (намаза) искренне ради Аллаха, на втором же ракаате почувствовал тщеславие и стал бороться с ним; тогда, поистине, оно ему ничем не навредит и не повлияет на его молитву.
Второй: если же он был спокоен к тщеславию и не защищался от него, то всё поклонение станет недействительным, потому что (правильность) его конца был основана на (правильности) начала и взаимосвязана с ним. Пример - мужчина, который начал совершать два ракаата искренне ради Аллаха, на втором же ракаате к нему внезапно явилось тщеславие по вине того, что он ощутил, как некий человек глядит на него. И он был спокоен, т.е. потянулся к этому; тогда вся его молитва станет тщетной, потому как одна её часть взаимосвязана с другой.
Третий пункт: если это (тщеславие) внезапно появилось после окончания поклонения, то первое ничуть не повлияет на него, если только в этом не будет присутствовать злоба, как попрёки и оскорбления из-за подаяний. Тогда эта злоба станет для него грехом, перевешивающим награду за милостыню и обесценивающим её, исходя из слов Всевышнего Аллаха:
«О те, которые уверовали! Не делайте ваши пожертвования тщетными своими попрёками и оскорблениями» (Коран, 2:264).
Не является показухой, когда человек радуется тому, что люди узнали о его поклонении, поскольку она (радость) пришла к нему по окончании поклонения. А также не является показухой, когда человек в душе своей радуется делу, которое угодно (Аллаху). Напротив, эта радость есть признак его веры, ибо Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Тот, кого радуют его благие деяния, и огорчают его прегрешения, является верующим» (Ахмад, 1/18, 26 и ат-Тирмизи, 6/333).
Также спросили об этом Пророка (мир ему и благословение Аллаха), на что он сказал:
«Это (похвала людей) - преждевременная радостная весть для верующего» (Муслим, 4/2034)" («аль-Каулю-ль-муфид аля китаби-т-таухид»,
2/125-126). См. также
Причины радости и печали мусульман.
Непричастен к показухе и тот, кто подаёт людям благой пример с целью награды и успеха в загробной жизни. Всевышний Аллах говорит:
«В Посланнике Аллаха был прекрасный образец для вас - для тех, кто надеется на Аллаха и (спасение) в грядущий День (Суда) и премного поминает Аллаха» (Коран, 33:21).
А Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) учил:
«Когда (верующий) человек умирает, его (праведные) дела прекращаются, за исключением трёх: непрерывной милостыни (имущества, которое эксплуатируют люди), знания, которым пользуются (другие люди), или набожного отпрыска, который взывает (к Аллаху) с мольбами за него» (аль-Бухари в «аль-Адабу-ль-муфрад», Муслим);
«Тому, кто указал на благое (, полагается) награда, подобная (награде) содеявшего это» (Муслим).
Итак, хотя никто из нас в полной мере не свободен от тщеславия, но мы обязаны заглушать его в себе, за что и удостоимся любви и довольства Аллаха. Господь миров не примет дела только тех, кто целиком отдался этой низменной страсти, предпочтя её единобожию:
«Воистину, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, но это Он обманывает их (т.е. обращает против них их же коварство). Когда они встают на молитву, то встают неохотно, делая это напоказ людям и поминая Аллаха лишь немного. Они колеблются между этим (верой и неверием), но не примыкают (окончательно) ни к тем (верующим), ни к другим (неверным)» (Коран, 4:142-143);
«Горе же тем молящимся, которые небрежны к своим молитвам (в одиночестве) и совершают их напоказ» (Коран, 107:4-6).
Пусть же Аллах очистит наши сердца от тяги к показным добродетелям, и хвала Аллаху, Господу миров.