Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Всем людям, близко знакомым с религией Аллаха, известно, что самая обширная область исламских знаний - это фикх. Учёные по фикху - факыхи заняты тем, что отвечают на вопросы: какие конкретно дела человека являются благими (или поклонением), а какие - грехами. Также они изучают условия, при которых благие дела будут приняты Аллахом, т.е. вызовут Его довольство.
Фикх, бесспорно, самая сложная из исламских наук, недаром ведь буквальный перевод этого термина звучит как «глубокое понимание (Ислама)». Именно в кругах факыхов идут самые горячие споры: следует ли считать данный поступок обязательным или желательным, нежелательным или запретным, желательным или просто дозволенным (т.е. бесполезным и безвредным) и т.д. Но вот вопрос: почему Всевышний Аллах сделал Его шариат таким объёмным и сложным? Неужели Он не мог ниспослать нам в Откровении несколько простых законов, которые бы все разумные люди понимали, как дважды два четыре, не нуждаясь в помощи факыхов?
Тот, кто понял смысл статей
Путь Истины и
Разум, чувства и страсти человека и религия Аллаха, без труда ответит на этот вопрос. Аллах, пречист Он и велик, не хочет от нас слепого и безрассудного повиновения, на уровне птиц и звёзд, трав и камней. Он наделил людей богатым и многогранным разумом с вполне определённой целью - чтобы мы приобретали и хранили знания о Нём и Его шариате, а также размышляли и обучали этому других. Иначе говоря, мы должны использовать наш мозг для поклонения Аллаху не меньше, чем другие части тела:
«И не создали Мы небо, землю и то, что между ними, попусту. Так думают только те, кто не уверовал. Горе же тем, кто не уверовал, от (будущих) мук Огня! Разве Мы поступим с теми, которые уверовали и совершали праведные дела, так же, как с творящими нечестие на земле или поступим с богобоязненными так, как с грешниками? Мы ниспослали тебе это благословенное Писание, чтобы они поразмыслили над его аятами и запомнили его обладатели рассудка» (Коран, 38:27-29).
Поиск и запоминание, анализ и распространение исламских знаний входят в круг богоугодных дел, на что указывают ясные слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха):
«Лучший из вас (мусульман) - тот, кто изучил Коран и обучил ему других» (аль-Бухари, Муслим);
«Если судья вынесет решение, проявив усердие, и его решение окажется правильным, то ему полагается двойная награда (от Аллаха в Судный День); если же он вынесет решение, проявив усердие, и ошибётся, то ему полагается одна награда» (аль-Бухари, Муслим).
Во втором хадисе говорится о мусульманине, у которого есть знания и право самостоятельно решать вопросы фикха (т.е. право назвать какое-то дело благим или греховным, а также дать характеристику людям, которые его совершают). Даже если он ошибётся, Господь миров тем не менее вознаградит его - за то, что Его раб «проявил усердие», т.е. напрягал свой разум, желая найти наиболее правильное решение, которым будет доволен Аллах (именно Аллах, а не люди).
Мы знаем и то, что Аллах никогда не взваливал на людей непосильную ношу (Коран, 2:286), откуда делаем вывод: Он не обязал Своих рабов такими законами, которые мы в принципе не сможем запомнить и понять (а значит, и выполнить). Его шариат вполне соответствует среднему уровню человеческого интеллекта и не содержит никаких противоречий. Большинство же тех, кто тяготится шариатом Аллаха, считая его чересчур «громоздким и запутанным», на деле просто ищут оправдания своим страстям (лени, трусости, алчности, чревоугодию, мотовству, раздражительности и др.).
Кроме разума, людям в познании и понимании Истины помогают также их сердца. Сообщается, что Вабиса бин Ма'бад, да будет доволен им Аллах, сказал:
"(Однажды) я пришёл к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он спросил (меня): «Ты пришёл, чтобы спросить о благочестии?» Я ответил: «Да». Он сказал: «Спроси (об этом) своё сердце (, ибо) благочестие есть то, что приносит покой душе и сердцу, а греховное - это то, что (продолжает) шевелиться в душе и колебаться в груди, даже если люди (неоднократно) скажут тебе (, что ты поступил правильно)»" (Ахмад, ат-Табарани и ад-Дарими. ан-Навави назвал хадис хорошим. См. «аль-Маджмугь»,
9/175).
То есть истинная вера и праведные дела успокаивают сердце и душу, ведь не зря же Аллах говорит о покорных Ему рабах:
«Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не в поминании Аллаха находят утешение сердца?» (Коран, 13:28).
Поэтому мы должны быть благодарны Аллаху за эти знания и возможность приобретать и анализировать их, получая взамен награду от нашего Господа.
И да благословит Аллах нашего Пророка, его семью и сподвижников.