О раскольниках в русской христианской среде

Feb 20, 2014 12:07

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Всем тем, кто считает русских мусульман «предателями веры, страны и народа», хочу напомнить, что в истории России задолго до 20-го и даже 19-го века были движения раскольников-староверов, покинувших лоно официальной РПЦ в знак протеста против никоновских и петровских реформ, которые превратили Церковь в идеологический рупор государства. Некоторые из этих групп, спасаясь от преследований властей, бежали в земли Османской империи и более того - участвовали в её войнах против царской армии. Отреклись ли они от веры в Бога, Иисуса, деву Марию (пусть и в христианском понимании)? Конечно, нет. А предателями с их точки зрения были клирики Московской патриархии, отстаивавшие интересы царского режима в ущерб религиозным канонам - подобно тому, как для многих белоэмигрантов 20-го века предателями стали все попы, признавшие диктатуру большевиков (читайте также: Пример православной беспощадности).

Оригинал статьи взят отсюда.

"Феномен религиозной эмиграции в России был вызван церковной реформой патриарха Никона в середине XVII в., породивший раскол в православной церкви и преследования староверов со стороны государства. Низшие слои русского общества, становясь на защиту «старой веры», выражали этим свой протест против усиления феодального гнёта, освящаемого официальной церковью.

Социальный протест под религиозной оболочкой принял в конце XVII - начале XVIII вв. массовый характер. Так, староверы активно участвовали в Крестьянской войне 1670-1671 гг., Соловецком восстании 1668-1676 гг., Московском восстании 1682 г. Особо следует отметить участие верховских раскольников в Донском восстании 1688-1689 гг., после разгрома которого часть казаков во главе с атаманом Львом Маноцким ушла на р. Куму.

С Кумы в результате преследования властей староверы группами переселились в разные регионы Северного Кавказа, в том числе 300 казаков - на Кубань в местность Копыл, а затем в окрестности Анапы. Таким образом, уже с конца XVII в. на Кубани существовало первое казачье поселение, численность которого постоянно пополнялась за счёт беглых казаков, крестьян и посадских людей.

В ходе Булавинского восстания 1707-1709 гг. ближайшим сподвижником К. Булавина стал казак-старовер Игнат Фёдорович Некрасов (ок. 1660-1737 гг.), самая яркая и незаурядная фигура среди повстанцев. Некрасов водил булавинские отряды по Дону и Волге, а после гибели Булавина возглавил восстание. Однако к концу августа 1708 г. восставшие на Дону были разбиты, и тогда Некрасов с двумя тысячами казаков с семьями бежал на Кубань, где поселился в местности Хан-тепе (недалеко от Темрюка), основав здесь некрасовскую общину.

Староверы принесли в созданную ими на чужбине общину порядки донского казачьего самоуправления. Высшим органом власти у некрасовцев являлся круг - общая сходка казаков, достигших 18-летнего возраста. Атаман избирался кругом на один год и осуществлял исполнительную власть. Третья часть заработка общинников шла в войсковую казну на содержание школ, церквей, больных, престарелых и вооружение казаков. Все наказания устанавливал в общине круг.

За два с половиной столетия существования общины некрасовцы создали своеобразный свод законов - более 170 «заветов Игната», записанных в «Игнатову книгу». Заветы, как правило, отличались большой строгостью: «за измену войску расстреливать без суда», «за брак с иноверцами - смерть», «за убийство члена общины виновного закопать в землю». Столь же суровы были религиозные предписания раскольников: «за богохульство расстреливать», «попа, не исполняющего волю круга, можно выгнать и даже убить как бунтовщика, еретика», «держаться старой веры».

К женщине староверы относились с почтением: «муж, обижающий жену, наказывается кругом», «муж должен относиться к жене с уважением», «за изнасилование женщины бить плетьми до смерти».

Кубанские раскольники продолжали борьбу с царизмом в течение трёх десятилетий. В 1709-1710 гг. Некрасов посылал на Дон воззвания о восстании и периодически появлялся в Слободской Украине с отрядами повстанцев. В «прелестных письмах» к населению булавинцы писали, что «мы стали за старую веру и за дом пресвятой богородицы, и за вас, и за всю чернь, и чтоб нам не впасть в еллинскую веру».

Призывы раскольников нашли широкий отклик среди казаков и крепостных крестьян Юга России, которые уходили на Кубань, на «вольные земли», целыми станицами и сёлами. Уже к 1710 г. здесь насчитывалось до 10 тысяч некрасовцев. Царь Пётр I обращался к турецкому султану с просьбой выдать России Некрасова и его помощников, а в 1720 г. издал специальный указ - некрасовцев и тех, кто их укрывает, казнить без пощады.

После смерти Некрасова императрица Анна Иоанновна предлагала «игнат-казакам» вернуться на родину, пообещав забыть их «измену» и дать землю. Но они отказались, помня завет атамана - при царе в Россию не возвращаться. По указу императрицы донской атаман Фролов два года подряд разорял кубанские городки староверов, чем вынудил их группами в 1740-е и 1760-е гг. переселиться в Добруджу, устье Дуная и на остров Разельм, находившиеся под властью Турции. Их основными промыслами, как на Дону и Кубани, оставались рыболовство, охота и земледелие.

Политику «кнута и пряника» с некрасовцами продолжила Екатерина II. В период Русско-Турецкой войны 1787-1791 гг. над некрасовцами, потенциальными союзниками Турции, нависла угроза репрессий со стороны России. После взятия Анапы русским отрядом генерала И.В. Гудовича в 1791 г. последние кубанские «игнат-казаки» ушли в Бессарабию и Болгарию.

Появление в это же время русских войск на берегах Дуная заставило некрасовцев переселиться из Добруджи в Малую Азию на берега Эгейского и Мраморного морей.

Первоначально турецкие власти освободили некрасовцев от податей и повинностей, не вмешивались в казачье самоуправление, выставив им только требование участвовать в войнах против России.

После отмены крепостного права и начала других либеральных реформ в России некрасовцы отказались воевать против неё - и тут же лишились всех былых привилегий. Староверов согнали с обжитых мест на полупустынный остров Маду на Бейшеирском озере, где среди них начались эпидемии и голод. Турецкие власти обложили некрасовцев повышенными налогами, ввели для них воинскую повинность не только в военное, но и в мирное время, бесцеремонно вмешивались во внутренние дела общины, что способствовало её разрушению.

События революции 1905-1907 гг. в России и принятие ряда законов о религиозной свободе подтолкнули некрасовцев к мысли о возвращении на родину".

Читайте также:

Что поможет человеку спастись?
Пять убедительных доказательств того, что многие «христиане» современной России не верят в Бога

И да благословит Аллах Мухаммада, его семью и сподвижников.

Царская Россия, История, Христиане, РПЦ, Неисламские религии, Ответ критикам Ислама

Previous post Next post
Up