О словоблудии

May 01, 2014 16:59

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«(Любые) слова сына Адама будут (в Судный День) против него, а не за него, кроме призыва к одобряемому, запрещения порицаемого и поминания Аллаха, могуч Он и почтенен» (ат-Тирмизи, Ибн Маджа. аль-Мунзири в общем назвал всех передатчиков надёжными. См. «ат-Таргыб ва-т-тархиб», 3/345).

В этом великом хадисе он предостерёг нас не только от лжи и злословия, но и от любых речей, которые не принесут человеку пользы ни в этой, ни в будущей жизни, как то: ненужные споры, глупые шутки и т.д. (см. также Юмор в Исламе Речевая культура мусульман) Поэтому имам Малик, да помилует его Аллах, говорил:

«Мне ненавистны спекулятивные рассуждения (калям) о религии. Жители нашего города (т.е. Медины - rm) также всегда ненавидели и запрещали это. К примеру, спекулятивные рассуждения о мнениях джахмитов, кадаритов и им подобных (сектантов). Нежелательно разговаривать о чём-либо, за исключением того, в основе чего лежит дело. Что же касается спекулятивных рассуждений о религии Аллаха и о Великом и Всемогущем Аллахе, то молчание (об этом) для меня милее, поскольку я видел, что жители нашего города запрещают разговоры о религии, если только они не касаются какого-либо дела» («Шарху усули-ль-и'тикад» аль-Лялякяи, 1/168; «Джами'у баяни-ль-'ильми ва фадлих» Ибн Абди-ль-Барра, 3/168).

В современном мире ложь и трёп стали профессиональным занятием миллионов людей - журналистов, литераторов, «звёзд» эстрады, театра, кино и телевидения, литературных и кинокритиков и прочих. У истоков этого «профессионального словоблудия» стояли нечестивые ораторы, писатели и поэты: одни из них развлекали публику вымышленными или полуправдивыми историями, другие, мнящие себя «любителями мудрости», давали людям ответы на фундаментальные вопросы - ответы, которые они нашли не в откровениях Аллаха, а в собственных мыслях (см. Ислам и философия). Со временем во многих странах эти человеческие домыслы и фантазии вытеснили и затмили всё то, чему учили Божьи пророки.

Увы, и среди мусульман сейчас не редкость встретить тех, которые призывают к Аллаху на основе каких-то философских методов и рассказов о нереальных событиях. Шейх аль-Мунаджжид, отвечая на вопрос о том, дозволено ли читать и составлять выдуманные истории, сказал:

«Что касается их чтения, то это - один из видов пустой траты времени. Человек обманывается тем свободным временем, которое находит в своей жизни, а ведь об этом он будет спрошен в День воскрешения.

<...>

Что же касается их составления, то оно является добавкой (греховности) к тому, о чём было сказано выше: кроме пустой траты времени, в нём есть также вторая (вещь, которую следует) опасаться; это ложь, необходимая для того, чтобы сделать полной твою любовь к вымышленным картинам и всему тому, чего нет на самом деле.

Если же (кому-то) необходимо заниматься этим (составлением рассказов), то пусть он пишет о тех вещах из жизни людей, которые есть в реальности - пишет, извлекая назидательные примеры, уроки и пользу из тех правдивых событий, которые случились с ним, или тех, о которых он слышал. Либо пусть пишет, приводя притчи, о чём (он должен) упомянуть в предисловии. Но выше этого и ближе (к правильной дороге) - писать реальные и достоверные рассказы, которые встречаются в Коране и Сунне, или описывать путь и жизнь великих исламских персонажей - таких, как пророки, учёные и праведники, или рассказы о прошлых общинах, которые нам поведал Аллах» («Ислам: вопрос и ответ», ответ № 6044).

Далее, шариат строго-настрого запрещает сочинять и распространять всё то, что содержит ложь на Всевышнего Аллаха и Его пророков, Его религию и бытийные законы (если она не опровергнута; читайте также: Истина и ложь). Тот же имам Малик говорил:

«“Нельзя сдавать и брать книги, в которых содержатся пристрастия, религиозные ереси и сведения по астрологии”, - упомянув при этом ряд книг. Затем Малик сказал: “Мы считаем, что к книгам людей, следующих за своими страстями и религиозными новшествами, относятся труды, написанные приверженцами каляма из числа мутазилитов и других (сект). Договор оплаты за эти книги следует расторгнуть”» («Джами'у баяни-ль-'ильми ва фадлих», 3/177).

Запрет не распространяется лишь на тех, кто читает или выслушивает доводы еретиков и неверных с целью развеять мрак их лжи:

«И в прошлом, и в настоящем учёные Ислама предостерегают простых мусульман от чтения книг нововведенцев и заблудших, от споров с еретиками и безбожниками. Исключение относится к мусульманам, которые обладают знанием Ислама, а также веры и идеологии оппонентов. В противном случае лживые доводы противников Ислама могут смутить слабого или невежественного человека» (веб-сайт «Ислам: вопрос и ответ» шейха аль-Мунаджжида, ответ № 143146).

Тот же, кто использует эти средства (полуправда, выдуманные рассказы, спекулятивные разговоры о сокровенном) в деле «исламского призыва» - призывает не к Аллаху и шариату, а к грехам и заблуждению под маской Ислама.

И да благословит Аллах Своего Посланника, его семью и сподвижников.

Лицемерие, Грехи и заблуждения мусульман, Неисламские науки, Вопросы вероучения

Previous post Next post
Up