Казнить нельзя помиловать. Смертная казнь в Исламе

Jul 25, 2013 11:56

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Начнём, как всегда, с первоисточников - слов Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха):

«Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, иначе как по праву. Если же кто-то был убит несправедливо, то Мы предоставим его правопреемику полную власть (над убийцей), но пусть он не излишествует в (отмщении) за убийство» (Коран, 6:151);

«...кто убил душу не за (убийство) души или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто оставить жить её (воздержался от несправедливого убийства), тот словно сохранил жизнь всем людям. Наши посланники уже явились к ним с ясными знамениями, но многие из них после этого бесчинствуют на земле» (Коран, 5:32).

«Недопустимо (проливать) кровь мусульманина, свидетельствующего о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что я - посланник Аллаха, кроме как в любом из трёх случаев: прелюбодей, вступивший ранее в брак, (месть) душой за (убитую) душу и тот, кто оставил религию, отколовшись от общины» (аль-Бухари, Муслим);

"(Однажды некий) человек пришёл к Посланнику Аллаха - да благословит его Аллах и приветствует - и спросил: «Если (какой-то) человек хочет от меня (т.е. отнять) моё имущество (, то что мне делать)?» Сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Напомни ему об Аллахе». Тот сказал: «Если это не поможет?» Ответил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Попроси помощи против него у мусульман вокруг тебя (т.е. вблизи)». Он спросил: «Если же вблизи не будет никого из мусульман?» Сказал Посланник: «Попроси помощи против него у правителя». Человек сказал: «Если правитель будет далеко от меня, а этот человек спешит (т.е. разбойник хочет взять имущество)?» Сказал Посланник (да благословит его Аллах и приветствует): «Сражайся тогда за своё имущество до тех пор, пока не станешь шахидом (мучеником) или не защитишь своё имущество»" (ан-Насаи, ат-Табарани, Ибн Аби Шайба, аль-Байхакы. См. «Насбу-р-рая» аз-Зайля'и, 6/352-353);

«Если людям будут давать (требуемое только) согласно их притязаниям, то одни начнут посягать на жизнь и богатства других; поэтому истцу надлежит (предоставить) ясное доказательство, а отрицающему (ответчику) - принести клятву» (аль-Байхакы; похожий хадис приводит Муслим. См. «ат-Тальхысу-ль-хабир» Ибн Хаджара, 4/307);

«О те, которые уверовали! Вам предписано возмездие за убийство: свободный (человек) - за свободного, раб - за раба, женщина - за женщину. Тот же (убийца), кто был прощён своим братом (в Исламе), обязан поступить достойно и уплатить ему надлежащий выкуп. Таково облегчение от вашего Господа и милость» (Коран, 2:178);

«О те, которые уверовали! Избегайте частых подозрений, ибо некоторые из подозрений являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга» (Коран, 49:12);

Из этих благородных аятов и хадисов мы можем сделать несколько выводов:

1. Аллах запретил мусульманам неоправданное убийство человека (в том числе и умышленное создание условий, приводящих к смерти).

2. Целью вынужденной самообороны в Исламе является не месть, а защита своих законных прав.

3. Первый, на ком лежит обязанность защищать законные права мусульман, - это правитель, которому они подвластны. И он же обладает исключительным правом установить наказание для преступника.

4. Правитель в своих решениях должен быть объективен, справедлив, чтить презумпцию невиновности каждого человека и одновременно уметь выслушивать жалобы.

5. Аллах побуждает Своих верующих рабов прощать друг друга (если только речь не идёт о бессовестных наглецах, которые не ценят чужое милосердие). При этом никто не вправе решать за пострадавшую сторону, что он, она или они должны простить своего обидчика.

6. Аллах запретил мусульманам беспочвенные подозрительность и слежку друг за другом. Как сказал об этом Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха): «Если человек подслушивает разговор людей, которым не нравится его поступок, то в День воскресения его уши будут залиты расплавленным свинцом» (аль-Бухари). А вот что говорится в благородном Коране по поводу людей, обвиняющих кого-то в распутстве:

«Тех, которые опорочат целомудренных женщин (обвинив их в прелюбодеянии), но при этом не приведут четырёх свидетелей, высеките восьмьюдесятью (ударами) плети и никогда не принимайте их свидетельства, ибо они являются нечестивцами, кроме тех из них, которые после этого раскаялись и стали поступать праведно. Воистину, Аллах - Прощающий, Милосердный. А свидетельством (каждого из) тех, которые обвинят своих жён, не имея свидетелей, кроме самих себя, должны быть четыре свидетельства Аллахом о том, что он правдив, и пятое о том, что проклятие Аллаха падёт на него, если он лжёт» (Коран, 24:4-7).

7. Ответчик в шариатском суде защищается самостоятельно, без адвокатов - платных или добровольных (кроме тех случаев, когда его заступник знает о том, что он невиновен или для него требуют несправедливого наказания). Сообщается, что когда была украдена накидка Сафвана бин Умайи и благородный Посланник (мир ему и благословение Аллаха) вынес приговор об отсечении вору руки, Сафван сказал ему: «Поистине, я не хотел этого, о Посланник Аллаха, пусть (эта накидка) станет милостыней для него!» Тогда тот спросил: «Что же ты не (простил вора) до того, как привёл его ко мне?» (ан-Насаи, Ибн Маджа, Малик и Ахмад; Ибн Абди-ль-Барр в общем назвал хадис приемлемым. См. «ат-Тамхид», 11/217). В другом хадисе он сказал:

«Поистине, живших до вас погубило то, что когда кражу среди них совершал знатный, они оставляли его (в покое), когда же воровал слабый, они постановляли наказать его» (аль-Бухари, Муслим и другие учёные-хадисоведы).

Эти и другие условия делают смертную казнь крайне редким и в то же время справедливым видом наказания преступников в исламском обществе. К примеру, в той же Саудовской Аравии в 2002 году было казнено 47 человек (45 мужчин, 2 женщины), в 2003 - 53 (52 мужчины, 1 женщина), в 2004 - 36 (35 мужчин, 1 женщина), в 2005 - 90 (88 мужчин, 2 женщины), в 2006 - 39 человек (35 мужчин, 4 женщины). Это при том, что население Саудии уже тогда превышало 20 млн. жителей! В 2008 году наибольшее количество смертных казней насчитано в Китае (1718, более половины всех казнённых в мире); в Иране их число составило 346, в Саудовской Аравии - 102, в США − 37, в Пакистане - 36, в Ираке - 34 (данные Amnesty International). А теперь взгляните на составленный в 2012 году ООН перечень стран мира по частоте умышленных убийств и убедитесь в том, что отсутствие смертной казни в какой-то стране (например, России) вовсе не гарантирует долгую и безопасную жизнь её простых граждан.

И последнее: так как Ислам вообще не приемлет идею смерти как полного уничтожения человека, смертный приговор для мусульманина, содеявшего тяжкий грех, становится не только наказанием, но и очищением его души от этого греха (если захочет Всевышний). И хоронят таких людей по всем канонам шариата и на одном кладбище с другими мусульманами (хотя для некоторых категорий преступников создаются отдельные кладбища). Именно поэтому некоторые из мусульман во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), запятнавшие себя подобными преступлениями, сами подходили к нему и просили для себя суровой, но справедливой кары.

И хвала Аллаху, Господу миров.

Взаимоотношения с неверными, Шариатское государство, Политика, Ответ критикам Ислама, Вопросы вероучения

Previous post Next post
Up