Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
«Вопрос:
Допустимо ли побуждать мусульман к добровольным взносам в пользу их братьев, распространяя фото убитых и раненых из числа их братьев-мусульман?
Ответ:
Это неподходящее дело. Не позволяется создавать изображения раненых. Однако мусульман надо призывать к пожертвованиям в пользу их братьев и доносить до них, что их братьев притесняют и что это происходит с ними от действий иудеев - не показывая им эти изображения или раненных людей. В этом (присутствует вопрос) использования фотографии и также (вопрос) выполнения того, что Аллах, высок Он, не приказал. В этом также присутствует ослабление взаимопомощи мусульман, поскольку, когда ты показываешь перед людьми фото, на котором изуродованный мусульманин или отрезанные части тела, это пугает мусульман и внушает им страх перед действиями врагов. Мусульманам необходимо не выставлять напоказ их слабость и беды, чтобы не подтачивать взаимопомощь мусульман» («аль-Иджабату-ль-мухимма фи-ль-машакили-ль-мулимма»,
2/275-276).
Кто-то может возразить рассказом, который поведал Ибн Кясир:
«Когда был убит Усман бин Аффан, (от него) вышел ан-Ну'ман бин Башир с рубашкой, забрызганной его кровью, и пальцами Наили (жены Усмана - rm), которая пострадала, защищая его своей рукой - ей отрезали часть кисти. Он прибыл с этим к Му'авие в Шам, и Му'авия положил (рубашку) на минбар - так, чтобы её увидели люди, и привязал (отрубленные) пальцы к рукаву рубашки. Он призвал людей к мести за эту кровь и её хозяина, а люди вокруг минбара заплакали. <...> Му'авия и множество сахабов встали среди людей, побуждая их потребовать (ответа) за кровь Усмана с тех хариджитов, которые убили его: среди (вставших) были Убада бин ас-Самит, Абу-д-Дарда, Абу Умама, Амр бин Анбаса и другие из числа сахабов и табиунов» («аль-Бидая ва-н-нихая», 10/425).
Однако эта история недостоверна, потому что Абу-д-Дарда скончался до убийства халифа Усмана, как считают большинство историков:
«аль-Вакыди и множество (учёных) сказали, что он умер в 32-м году (хиджры); Ибн Абди-ль-Барр сказал, что он умер после (битвы) при Сыффине, но наиболее правильным (мнением) у знатоков хадисов является то, что он умер в годы халифата Усмана» («аль-Исаба фи тамйизи-с-сахаба» Ибн Хаджара,
4/747; об этом же говорил Ибн аль-Асир в «Асаду-ль-габа»,
2/384).
И хвала Аллаху, Господу миров.