Как себя называть мусульманам?

Aug 04, 2013 13:27

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

В прошлой статье мы выяснили, какие названия Всевышний Аллах дал Его пророкам и тем людям, которые следуют их путём. Теперь же разберём, как себя должен называть тот, кто внял призыву последнего и наилучшего из Божьих посланников (мир ему и благословение Аллаха).

Передают, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал мусульманам:

«Поистине, тот из вас, кто проживёт долго, увидит много раздоров, и поэтому вам следует держаться за мою Сунну (обычаи, образ жизни) и Сунну праведных халифов, ведомых верным путём, вцепиться в неё коренными зубами и избегать новшеств, ибо, поистине, каждое нововведение есть заблуждение!» (хадис от Абу Дауда, ат-Тирмизи и Ибн Маджи. ат-Тирмизи, аль-Хаким и аз-Захаби назвали его достоверным. См. «аль-Мустадрак», 1/132-133).

Этот и подобные ему хадисы легли в основу шариатских терминов «сунни́й» (суннит) и «а́хлю-с-су́нна» (приверженцы Сунны). Так правоверные мусульмане стали называть себя со времён раскола уммы при последних праведных халифах и появления секты хариджитов, которые убили Али и не признали власть Муавии бин Аби Суфьяна (да будет доволен Аллах всеми ими). Видную роль в защите убеждений большинства мусульман сыграл Хасан аль-Басри, использовавший для них понятия «ахлю-с-сунна», «ахлю-ль-хакк» (поборники Истины), «ахлю-ль-джама́'а» (приверженцы единства, сплочённости), «ахлю-ль-хади́с» (приверженцы хадисов) - в противовес сторонникам ересей и личных мнений.

Впервые же термин «ахлю-с-сунна» ввёл Мухаммад бин Сирин аль-Басри, сказавший:

«В первые годы Ислама не спрашивали об иснаде (цепочке передатчиков хадиса), однако когда произошла смута, начали спрашивать об иснаде, чтобы принимать хадисы от сторонников Сунны и не принимать хадисы от приверженцев ересей» («Ахвалю-р-риджаль», 36; «Сахих Муслим», 1/15).

Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха), побуждая хранить его наследие, употреблял слова «аль-аса́р», что означает «след, предание», и «са́ляф» - «предок, предшественник». Абу Хурайра рассказывал: «Однажды Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили: “О Посланник Аллаха, кто является наилучшим из людей?” Он сказал: “Я и те, кто со мной”. Его спросили: “А затем кто?” Он ответил: “Те, кто следует асару”, повторив свои слова трижды» (Ахмад, Абу Ну'айм. Шейх аль-Альбани назвал иснад хорошим. См. «ас-Сильсиляту-с-сахиха», 4/455).

В другом хадисе он сказал своей дочери Фатыме (да будет доволен ею Аллах): «Я прекрасный саляф (предок) для тебя» (передал Муслим). Также этот термин употребляли и его сподвижники в отношении их самих. Маймун сообщает, что Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «О Маймун, не ругай саляфов (сподвижников), и тогда ты войдёшь в Рай с миром!» (Ибн Аби Хатим).

По аналогии с термином «суннит», от слова «саляф» произошло понятие «саляфит» (по-арабски - «саляфи́й») - последователь праведных предков. Вакиа бин Халяф бин Хаян, крупный учёный Ислама и шариатский судья, живший в третьем веке по хиджре (мусульманскому календарю), писал о внуке Абу Ханифы Исмаиле бин Хаммаде следующее:

«Они сказали: Исмаил бин Хаммад бин Аби Ханифа был подлинным саляфитом» («Ахбару-ль-кудат», 2/167).

Из этих слов мы понимаем, что в его времена термин «саляфит» широко употребляли для того, чтобы отделить правоверных мусульман от еретиков. Имам Мухаммад бин Ахмад аз-Захаби, скончавшийся в 8-м веке хиджры, написал множество книг, посвящённых биографиям учёных, не раз характеризуя того или иного исламского деятеля как саляфита или «асарита» (последователя пророческих преданий).

И потому нет никакого сомнения в том, что Всемогущий и Великий Аллах доволен этими самоназваниями мусульман, подобно тому, как Он одобрил для них имена «мусульмане» и «единобожники». И никакого хвастовства эти термины не содержат, ибо Он сказал:

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Он благоустроит ваши дела и простит ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха. Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести её и испугались этого, а человек взялся нести её» (Коран, 33:70-72).

Посему, когда некий человек, искренний в его любви к Аллаху и Его Пророку (мир ему и благословение Аллаха), называет себя мусульманином и единобожником, суннитом и саляфитом, он подтверждает этим свою веру и одновременно отводит обвинения тех, кто считает его еретиком.

«Нет никакого греха на том, кто открыто говорит о мазхабе саляфов и относит себя к нему; напротив, необходимо принять это от него по единогласному мнению (имамов) - потому что мазхаб саляфов не является чем-то иным, кроме Истины. И если внутреннее состояние (говорящего) совпадает со внешним (т.е. со словами), то он имеет положение верующего, который придерживается Истины внутренне и внешне. Если же он соответствует этому только внешне, но не внутренне, то он имеет положение лицемера. Его явные слова и поступки надо принять, а его тайны - оставить Аллаху» («Маджму'у-ль-фатава» Ибн Таймии, 4/149).

Подчеркну ещё то, что никто не может необоснованно назвать мусульманина тем именем, с которым он не согласен:

«О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно (носить) нечестивое имя, после того как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками» (Коран, 49:11).

Все остальные самоназвания мусульман, распространённые в наши дни, - суфии, шииты, ашариты, матуридиты, ханафиты, шафииты, «Хизбу-т-тахрир», «аль-Ихвану-ль-муслимун», «Таблиг» и пр., не имеют чётких основ в шариате Аллаха и не были характерны для первых поколений этой уммы. В лучшем случае это - условные термины, которые не могут заменить или отодвинуть на второй план понятия «суннит» и «саляфит». То есть мусульманин может не называть себя ни одним из перечисленных в начале абзаца имён - и тем не менее идти по пути Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и праведных халифов, привлекая к себе милость и довольство Аллаха.

«Обращайтесь к Нему с раскаянием, бойтесь Его, совершайте намаз и не будьте в числе многобожников, в числе тех, которые раскололи свою религию и стали сектами, причём каждая партия рада тому, что имеет» (Коран, 30:31-32).

В конце статьи хочу опровергнуть наглую ложь на нашего Посланника (мир ему и благословение Аллаха), распространяемую в Интернете некоторыми самоуверенными «ханафитами»:

"Нишанджы Заде (898-1031) в своей книге «Мират-уль-каинат» пишет:

«В хадисе от Абу Хурайры (да будет доволен им Всевышний Аллах) с достоверным иснадом, переданным Имамом Харизми, говорится: “В моей умме появится некто по имени Абу Ханифа. Он будет освещать путь мусульманам”».

В другом хадисе: «Появится некто по имени Нуман бин Сабит, прозванный Абу Ханифа. Он возродит религию Всевышнего Аллаха и мою Сунну».

И ещё в хадисе: «В каждом веке из числа моей общины будут появляться выдающиеся личности. Самым выдающимся среди них будет Абу Ханифа».

(Эти три хадиса приведены в книге «Мавдуату-ль-улюм» и в книге «Дурру-ль-мухтар»).

Известен также хадис: «В моей общине появится некто по имени Абу Ханифа, с родимым пятном между лопатками. Всевышний Аллах укрепит свою религию его рукой».

Аляу-д-Дин Хаскафи (Мухаммад бин Али; 1021-1088/1677) в предисловии к своей книге «Дурру-ль-мухтар» пишет:

«В хадисе сказано: “Как Адам, мир ему, гордился мною, так и я буду гордиться представителем моей общины по имени Нуман, по прозванию Абу Ханифа. Он - факел моей общины”».

В другом хадисе: «Пророки гордятся мною, а я горжусь Абу Ханифой. Кто любит его, - любит меня. Кто враждует с ним, - тот против меня».

{Эти хадисы указаны в книге «Мукаддиме» крупного учёного Абу-ль-Ляйса Самарканди (Наср бин Мухаммад; ум. 373/983)}".

Без долгого и кропотливого анализа ясно, что эти «хадисы» не заслуживают никакого доверия. Во-первых, нет даже намёка на то, что их проверил и одобрил кто-то из знаменитых хадисоведов (аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ахмад и др.). Во-вторых, возникает закономерный вопрос: неужели эти хадисы не были известны тем великим учёным Ислама, которые жили после Абу Ханифы и не разделяли всех его мнений? Неужели они не были известны Малику, аш-Шафи'и, Ахмаду и многим другим имамам, которые не относили себя к ханафитской школе? И почему Абу Ханифа и его ученики (да помилует их Аллах) никогда не пользовались этими хадисами, отвечая на доводы их оппонентов?

Сам же Абу Ханифа был суннитом и саляфитом, на что указывает его наставление одному из современников:

«Придерживайся преданий (асаров), следуй путём праведных предшественников (саляфов) и остерегайся религиозных новшеств, потому что всякое религиозное новшество - это ересь» («Замму-ль-калям» аль-Харави, 5/207 и «Замму-т-таъвиль» Ибн Кудамы, стр. 33).

И хвала Аллаху, Господу миров.

Лицемерие, Праведные предки, Грехи и заблуждения мусульман, Вопросы вероучения

Previous post Next post
Up