В июле по материалам нашего плавания на байдарке по Селигеру я рассказал об необычных крестьянских домах, которые здесь строили начиная с конца 19-го века. Нет смысла повторять всю историю, но для удобства коротко поясню - насмотревшись архитектурных красот Осташкова и Ниловой пустыни, местные крестьяне придумали строить свои дома из кирпича и украшать их оригинальным декором в классическом стиле - колоннами, карнизами и пилястрами. Многие такие дома хорошо сохранились и производят сильное впечатление как сложностью и разнообразием композиции, так и мастерством исполнения. Контраст с родными осинами - вернее, соснами, чайками и кувшинками - сообщает этой архитектуре несколько сюрреалистический характер.
В первой части
http://russiantowns.livejournal.com/2484680.html мы побывали в селах Заплавье и Волоховщина. Но география распространиения "античного" стиля на Селигере гораздо шире. Село Красуха находится в стороне от озера, это всего одна улица - зато какая. Некоторые дома там оштукатурены, как и в прибрежных деревнях.
Но многие еще и раскрашены - в Заплавье мы таких почти не видели.
Дома основательные и конструктивно похожи друг на друга, но декор на каждом уникален, одинаковых нет. Это необычно для России - индивилуальный стиль у нас никогда не поощрялся, архитектура прславляла мощь государства или богатство знати, но не достоинство личности. Теперешние обитатели этих домов - обычно потомки строителей - видимо, понимают значимость наследия предков, гордятся им и стараются сохранить.
Иногда самыми простыми средствами:
Деревня Заболотье находится на западной стороне Полновского плеса недалеко от озера. Строили там скромнее, но деревня еще помнит лучшие времена. Дома не только красивые, но большие и удобные, для большой семьи и крепкого хозяйства - вполне европейский, фермерский вариант.
Два дома из Ореховки, что на берегу Сосницкого плеса. Деревни на Сосницком плесе известны тем, что оставались вольными, люди там никогда не были крепостными, занимались вязанием сетей.
Любопытно, что заказчики и мастера так полюбили колонны, что стали использовать их даже в деревянных домах.
Кое-где сохранились автографы мастеров - ну что же, вам есть чем гордиться, господа плотники Хутаркин и Тепцов.
Но некоторые дома остаются без хозяев и разрушаются. По разным причинам - из-за бедности, или люди уезжают в другие места и бросают родные стены.
Эта Селигерская народная архитектурная традиция совершенно самобытна и не имеет аналогов, по крайней мере в России. Но создается впечатление, что она сильно недооценена. Художественную и историческую значимость имеет каждый такой дом, и утеря любого невосполнима. Нужно не так и много - государство вполне могло бы найти для хозяев стимулы к сохранению этих памятников национальной культуры. А пока они делают это сами, и многие вполне успешно:
Бонус-трек - наличники с рыбками в Заплавье. Кроме угря, не могу никого узнать. Может, справа сом?
Фотографии (С) Татьяны Пашинцевой.