Монзенская железная дорога. Путешествие по Костромщине. (середина августа 2008)

Oct 06, 2008 00:48



Вологда. Буй. Железный Борок. Вохтога. Монзенская железка.

День первый





Уважаемый nordprod рекомендовал мне запостить моё путешествие в это сообщество. Надеюсь, я не выбиваюсь из темы.

Мы с друзьями (Глеб, Таня, Расмус и я) собрались в эту поездку, имея основной целью прокатиться по уникальной и экзотической лесовозной ширококолейной железной дороге. Прочитав о существовании Монзенской железной дороги, мы прежде всего выяснили, действует ли она до сих пор и запланировали катание на август.

Я узнал о существовании этой железки из книги Болашенко. http://sbchf.narod.ru/18/monz_ist.html Ей около 80-ти лет. Это уникальная по своей протяжённости ведомственная железная дорога идёт по глухим лесам границы Вологодской и Костромской областей. В конце 80-х её длина достигла 240 км. Создавалась она для нужд леспромхоза Монзалес. Сейчас пассажирский поезд три раза в неделю уходит от начальной станции Вохтога-2 (рядом со станцией Вохтога, находящейся на магистрали Вологда-Буй) до станции Ида - это 154 км ветки, дальше можно проехать только на хозяйственных и грузовых поездах. На станциях наряду со светофорами сохранились семафоры. Я не знаю, действующие ли они, но я видел экземпляры в очень хорошем состоянии.

Мы решили покататься по Костромщине с размахом - у нас было целых три дня, потому что пришлось брать отгул из-за пятничного поезда ведомственной дороги. А саму Мозенскую железку удалось вплести в маршрут и использовать для изящного и извращённого попадания в город Солигалич. Для этого нужно было проехать 87 км на ночном поезде и потом дойти через лес по 12-ти километровому подъездному пути Солигаличского известкового комбината. Так мы и сделали. Но довольно букв.

До Костромщины была Вологда.



Раннее раннее утро в Вологде



...



Гламур идёт по русским городам вслед за беларускими + наш колорит - семечки и бутылки



...



Кремль



Софийский собор



...



...



...



...



Памятник поэту Батюшкову с бронтозавром



...



Река Вологда



Памятник первому электрическому фонарю в Вологде, зажжённому здесь в 1904 году



Октябрьский мост



Опять раннее утро в Вологде



...



...



Эта машина, я такие видел только в детстве!
Это мусорная машина не с контейнером-прессом, а с краном и площадкой для баков!



...



Стадион Динамо. Матч "Вологда-Динамо - Дмитров-Дмитров".



Железнодорожный вокзал. Всё ещё раннее утро, а нам уже уезжать.



...



Уезжать электричкой на Буй!

Буй нам нужен затем, чтобы из него добраться до станции Вохтога и сесть вечером на ведомственный поезд. В принцие с ним стыкуется электричка из Вологды, но она как-то очень уж точно стыкуется и становится страшновато. Поэтому мы всё же едем в Буй.



Потом автобусом на Борок, чтоб не торчать в Бую.
Церковь в Борке.

А теперь немного букв.
Уезжая из Борка вдруг неожиданно возник повод задуматься, в какой стране мы живём. Такие поводы часто и неожиданно возникают. До Борка из Буя автобус не идёт, он идёт на Чистые Боры (что к югу от Буя), но пешком от поворота на эти самые Чистые боры близко. Когда мы возвращались уже обратно в Буй и шли к этому повороту, мимо проехал автобус, он не остановился ни на остановке ни на наши выразительные жесты руками. Ну, бывает, в конце концов, водителю решать, где останаливаться, а где нет.. На дороге за поворотом рядом уже наша остановка, мы приходим и видим, стоит одинокий мужик, но не на остановке, а прямо на самом повороте, на обочине. Тут надо сказать, что путешествуем мы немного интернациональным составом. Среди нас есть финский гражданин - Расмус, который получает от путешествия удовольствия конечно ничуть не меньше нашего. Но мы, в результате, иногда смотрим на вещи чуть со стороны, пытаясь может быть отчасти взглянуть на вещи его глазами. Насколько можно себе представить его глаза.) Он, понятное дело, пошёл было к остановке, и мы с удовольствием пошли бы к остановке вместе с ним, но ведь тут же стоит мужик! Это меняет дело, и заставляет нас задуматься. По правде говоря, я сам никогда не понимаю таких ситуаций, но они очень характерны. Тут чаще всего надо поступать так, как делают другие. Просто тупо делать как все. Но откуда такое вообще берётся, когда вот тут есть остановка, специально сделанная, чтобы удобно было ждать, чтобы понятно было где остановится автобус и прочее... откуда берётся этот мужик и автобус, остановившийся - ну конечно не на остановке, а тут, на повороте. Да и остановился он может быть только потому, что на остановке ведь всё равно никого нет, а здесь уже небольшая толпа, поджидающая автобус. Я не знаю, какие из этого делать выводы, и почему так происходит, но это специфика нашей реальности. Так происходит постоянно. Ладно, больше не буду молоть воздух ртом - сразу к делу:



Баня-крематорий в Бую.



Буйский гламур - на стрелке реки Костромы и Вёксы.
В Вёксе мы искупались.)



Река Вёкса



Конечно он не подметает.
Подметать пыль по пыли - это концептуально и называется "пылить".



Вокзал в Бую замечательный и замечателен он уже тем,
что врезается, как поезд своим крылом (точнее носом) прямо в церковь!



Буйский вокзал



И вот мы наконец на станции Вохтога-1. Здесь должна начаться самая экзотическая часть нашего путешествия.
Станционное здание Вохотги-1 ПИД обшил сайдингом, ибо дерево - это не гламурно.
Там внутри прячется наверное очень симпатичный уютный деревянный домик.



...



А это - это платформа станции Вохтога-2. Она находится тут же рядом с Вохтогой-1.
Вохтога-2 - станция уже ведомственная. Здесь начинается Монзенская железная дорога.
Народ, запечатлённый на фотографии не ждёт нашего поезда, им не надо так далеко, скоро все заберутся на мотовоз.



Вот и он. Ездить на хозяйственных поездах - обычное дело на этой железной дороге.
Сзади здание станции Вохтога-2.



Манёвры на станции Вохтога-1



Буйский ЧМЭЗ!



Мы. Времени ещё полно, делать особо нечего.

Идём гулять по окрестностям станций и видим вдруг вот это:



...

Эти, совершенно дикого вида, вагоны окружены людьми с сумками, рюкзаками и осаждаются отдельными личностями, которые, не стесняясь просто выламывают замок. Выламывают, проходят внутрь и, судя по звукам, начинают выламывать и внутреннюю дверь. Когда всё выломано, народ влезает внутрь. Это к вопросу об "остановке", "мужике", "повороте" и прочем. Хотя, тут всё проще и понятнее. Тот, кто первый залез в вагон, будет ехать с комфортом - желающих впоследствии оказалось явно больше, чем мест в вагоне.



А теперь рассмотрим вагоны!



Их два: почтовый и плацкартный



Не знаю, как вы, а я такого никогда не видел.
А я видел и даже катался в вагоне-бане из Уршеля!



Но какой там Уршель! Эти вагоны - правда нечто.
Они не просто старые, у меня возникло впечатление, что это как будто
реквизит из фильма ужасов, настолько цельно и в одном стиле они смотрятся
снаружи и внутри. Всё проработано до мелочей!

Мы побоялись входить в них, и я пошёл гулять дальше. Рядом оказалось локомотивное депо.



Вон оно.



А потащит нас вот этот потрёпанный ТЭМ2



Под парами маленький ТГК2. Смешные они, эти ТГК2.

Как мы ни боялись, точнее, как ни боялись мои спутники, а всё же затолкали меня первого в вагон, оставшись снаружи ждать моего резюме. Я полез. Под дверью кто-то из ломавших предусмотрительно поставил пенёк.

Они обрадовались, увидев меня вскоре в дверях живого и невредимого (хоть и немного не в себе), теперь уж они и сами могли подниматься.



Вот такая вот стильная штука!



Расмус читает газету



...



Это деталь интерьера. Стол. Неправда ли, красиво! И там так всё!

Про туалет я лучше не буду рассказывать, хотя... расскажу. Я пользовался им один раз, такое нельзя было пропускать. Для начала, я хлопнул дверью, и испугался, потому что стена от этого заходила ходуном. Сам туалет выполнен в очень тёмных, я бы даже сказал, чорных тонах. Окна непрозрачные и чорные, пол и стены тоже чорные. Света нет, точнее единственный источник света проникает внутрь снизу через всегда открытое очко - педаль не работает. Это впечатляет, видно крутящееся колесо вагона и убегающий путь. Я сделал ошибку, не обернулся и не увидел раковину, мои спутники уверяли меня, что это незабываемо. Они сказали, что раковина тоже вся в чорных тонах.

Итак. Выехали мы, как и было заявлено (я спрашивал в конторе у дежурного) в 19:40. Вагон заполнился ещё на путях перед депо, поэтому, когда мы встали у платформы, всем "цивилизованным" пассажирам пришлось ютиться в проходах. Катились очень медленно, постоянно останавливались, иногда надолго. В нашем поезде было два вагона - те самые, почтовый и плацкартный. Тормозили отчасти как раз из-за почтового вагона, который разгружали на каждой станции. Ощущения от передвижения на таком вагоне наверное сродни ощущениям от плавания по морю. Я не плавал, не знаю, но мне кажется, что именно так и должно быть. Вагон сильно кренился то на одну, то на другую сторону, мерно качаясь с огромной амплитудой так, что по коридору пройти было нельзя, не завалившись в чьё-то "купе". А ещё вагон трещал, корабль тоже должен так трещать. Постепенно темнело, мы ехали по лесу. Ветки прочерчивали на грязных окнах узор. Как мы и ожидали, публика в вагоне была хоть далеко и не вся, но и небольшой части хватало - молодая, рабочая и весёлая, да, совсем забыл сказать, она ещё была постепенно косеющая, потому что у них было заготовлено всё, что для этого нужно. Я спрятал свой фотик ещё до темноты и больше не доставал его от греха. Хотя, временами очень подмывало. Нам уже хотелось спать, собственно, кому это удавалось, он уже как раз и спал. Я не мог себе такого позволить, потому что негласно контролировал эту часть пути. Нужно было чётко сечь, где мы сейчс едем, при том, что за окном не было видно вообще ничего. Тем не менее, я как-то ориентировался. Мы отставали от графика. Уже оставалось не так долго ехать, и время было к полуночи, когда к нам из весёлой компании подсел парень. Его звали Макс. Он оказался очень дружелюбным и совершенно прифигел от того, что мы во-первых, из Москвы, во-вторых, позволяем себе вот так вот развлекаться по выходным. Он никак не мог поверить - т.е. по собственной воле едем в этом вагоне! Он был шокирован. Парень правда был продвинутый, получил высшее образование в Вологде. Сам из посёлка Карица - это 132 километр дороги. Он объяснил нам, что нам вообще-то повезло в этот раз, точнее, тут трудно сказать, может быть мы наоброт что-то потеряли, потому что обычно, т.е. каждый раз, в поездке случаются драки. Он описал, как бывает, прорывает какую-то водную магистраль в вагоне, и тогда заливает одну его половину, а весь народ скапливается в другой. Тут же давка и бьют друг другу рожу. В общем, закончилось это тем, что Макс нас очень полюбил, а компания угостила нас коньяком, разбавленным кока-колой. Я хотел было недопить, что-то начал себе бормотать под нос, но это быстро пресекли - пришлось допить до дна. За нас начали беспокоиться, волноваться, донесли вещи до тамбура, надавали советов, пожелали всего хорошего - было морее воодушевления! Потом они, проезжая мимо на этом поезде из кошмарного сна, крикнули "Динамо-Вологда - чемпион!" и скрылись во тьме.

Мы оказались на станции Ламса в глухом на многие километры лесу в полночь! Это было чудесно!



Поезд, на котором мы приехали. Он ещё немного постоял, пока разгружали почту.

Несмотря на позднее время, дичайшее место и кромешную тьму, станция жила своей жизнью. Кроме нашего поезда на ней оказались ещё два живых. Один - лесовоз, а второй, с ним отдельная история! Нам ещё в вагоне сказали, что с Ламсы сейчас отправится поезд на Солигалич, что нам очень имеет смысл поторопиться. Вышло довольно забавно. Этот поезд мог бы быть нашей большой удачей, если бы мы хотели с комфортом добраться до города, но тем не менее, это единственный раз в моей жизни, когда не я упрашивал машиниста покататься, а он настойчиво предлагал садиться, в то время, как мы отказывались. У нас был план пройти пешком эти 12 км, и мы его не изменили. Это, кстати, задним числом, оказалась самая приятная часть нашего путешествия по железке. Должен сказать, что на этом история с машинистом не закончилась. Утром, на подходе к городу, он встретился нам на своём автомобиле. Мы обломили его и в этот раз, отказавшись от аналогичного предложения! Я уверен, что он принял нас за полных идиотов.)) Машинист хороший. Мы его поблагодарили.))



Вот. Это он.)



Лесовоз



...



...



А теперь самая романтическая часть путешествия - ночь, пешком через тайгу в город Солигалич!

-----------------------------
Второй день

Буй, Вологда, Вохтога, Костромская область, Вологодская область

Previous post Next post
Up