Великолепие усадьбы Щепочкина

Dec 24, 2012 22:49





Искушённого путешественника уже сложно чем-либо удивить. Когда позади более сотни исследованных усадеб, думаешь,
что всё видел. Ан нет! Остались ещё уникальные усадьбы, которые могут вызвать восхищение.
Одна из таких - усадьба Щепочкина в Полотняном Заводе, близ Калуги.
Не побоюсь этого слова, усадьба, действительно, уникальна!
До наших дней сохранилась потолочная роспись конца XVIII века, не тронутая рукой реставратора.
Все последние десятилетия эта живопись была скрыта под слоем краски и лишь начавшийся четыре года
назад ремонт, смог выявить творения неизвестных мастеров. На этом, правда, реставрация и закончилась.
Кроме этого во множестве комнат сохранилась прекраснейшая изящная лепнина фризов из листьев аканта.
Много в доме и изразцовых печей, но наиболее выдающиеся -настоящее произведение искусств
- это четырёхметровые в высоту круглые фаянсовые печи увенчанные вазами, а  в зале гостиной ждала
печь с богатым рельефным декором, и украшенная даже колоннами.


Начало истории Полотняного Завода восходит к 1718 году, когда калужский купец Тимофей Карамышев,
следуя указу Петра I, построил на реке Суходрев фабрику для деланья парусных полотен и бумажную мануфактуру.
С 1732 года в дело компаньонами официально были приняты Афанасий Абрамович Гончаров и Григорий Иванович Щепочкин.
В 1735 году, после смерти Т. Карамышева, компаньоны "полюбовно разделились".
Постепенно рядом сформировались две совершенно не похожие друг на друга усадьбы А.А. Гончарова и Г.И. Щепочкина.

Портик в стиле русского классицизма.


Восточный фасад здания обращён к реке Суходрев. Вид из гостиной второго этажа.


Главный усадебный дом Г.И. Щепочкина построен во второй половине XVIII века в стиле русского классицизма.
Нельзя назвать точную дату возведения дома. С уверенностью можно сказать лишь то, что к 1782 г. здание уже было.
Современный его облик и вся внутренняя отделка принадлежат 1790 -1800 годам.
Кто строил этот дом - неизвестно, ясно только, что это были московские мастера, возможно, кто-то из учеников Матвея Казакова;
кто занимался отделкой, точно сказать нельзя. Но, без сомнения, здесь работали те же мастера, которые вели в 1806 - 1808 гг. отделку усадьбы Золотаревых в Калуге.

Через парадный вход с западной стороны по деревянной лестнице можно пройти на 2-ой этаж.


Роспись потолка в теплых тонах парадной лестничной клетки имитирует лепные украшения:
розетты, заключенные в восьмигранные рамки.


Стену украшает картина совесткого периода, "писанная маслом" прямо на стене.


А теперь самое интересное!
Великолепный зал, где проводились балы, вечера, отмечались торжественные события.




На плафоне, напоминающем театральный занавес...


...изображены птицы, держащие в клювах цветы и колосья...


...и музыкальные инструменты: лира, кифара, флейта.


Красивейшая фаянсовая печь, украшенная колоннами и рельефным карнизом.




Роспись с орлами, лепные кайма и фриз из листьев аканта и израцовая печь.


Венчает печь ваза.


Оставляем бальную залу...


И попадаем в гостиную.


Гостиная находится в центре - пышная, многоцветная, с величественными печами четырехметровой высоты.


Печи сделаны из фаянса, тонкостью исполнения они могли поспорить с мраморными скульптурами.


Как аккуратно и изящно обрамляет лепнина угол печи.


Сверху тоже вазочка.


Плафон расписан в стиле русского классицизма.


Фрагменты росписи и лепнины.




Мастерски выполненый угловой фриз.


Теперь оставляем гостиную.


И попадаем в парадную спальню.


Ощущение воздушного купола.




Фрагмент.


В русских домах парадная спальня служила не столько спальней, сколько гостиной,
в которой для всеобщего обозрения в алькове за колоннами красовалась под пышным балдахином кровать,
на которой никто никогда не спал.


Плафон изображен с точки зрения человека, лежащего на траве и глядящего в полуденное небо.
Поле плафона окружено простеньким заборчиком, из-за которого свешиваются кусты и вьющаяся зелень.


А вот дальше я запутался. В какой зал мы попадаем. Возможно, это парадная столовая.


Самый красочный плафон дома.






По краям плафона.




И снова угловые печи с прекрасным лепным фризом.


Заметно, что качество росписи намного ниже искусного исполнения леного декора.


И ещё один зал с расписным плафоном.




Ещё немного истории из жизни усадьбы.
После смерти Г.И. Щепочкина в 1781 году руководство фабрикой перешло его сыну Павлу. Павел Григорьевич Щепочкин был богатым человеком, купив у князя М.П. Волконского несколько деревень в округе, в 1800 году основал бумажную фабрику в деревне Кондырево. Также покупал деревни у помещиков Наумова и Поливанова. Всего у П.Г. Щепочкина только в Медынском уезде было более 20 деревень. Женат Павел Григорьевич был на дочери местного помещика Александре Гавриловне Поливановой.



Фрагмент росписи.


В каждой комнате свой орнамент фриза.


Были ещё плафоны и в вестибюле. Он разделён на несколько частей. Но роспись одинакова - орёл несущий в лапах змею.


В античной мифологии орел был спутником Зевса (Юпитера), а змея обвивала кадуцей Гермеса (Меркурия).
В росписях Меркурий несет функцию бога коммерции и торговли. Его кадуцей, который он получил от Аполлона, означает остроту разума, красноречия, премудрость, власть и прилежание.
Символическое значение росписи - поддержка со стороны верховной власти и коммерческая удача.


В доме так же много пчей с глазурированными рисунками.


Каждый израец расписан вручную.


Рисунки встречаются различные.


Снова немного истории.
Фабрику в Полотняном Заводе Павел Щепочкин передал по наследству своей дочери Марии Павловне (в замужестве - генеральша баронесса Бистром). Барон фон Бистром - герой войны 1812 года, был награжден орденами и медалями, среди которых орден Георгия IV степени, Анны I степени. После 1812 года Бистромы поселились в Никольском, у них было семь детей. Одна из дочерей Бистромов, Александра Антоновна, 7 июня 1850 года вышла замуж за известного хирурга Н.И.Пирогова.
Бумажная же фабрика в д. Кондырево досталась по наследству другой дочери Павла - Елене Павловне Мещериновой, её Елена продала в 1853 году англичанину Говарду. После 1861 года фабрика в Полотняном заводе прекратила своё существование.

А в одной маленькой комнатушке сохранилась совсетская люстра. В тон росписи.


Поднимемся на третий этаж, где были жилые комнаты хозяев, гостей, детские комнаты.
Здесь же остались декорации к фильмам.


На третий этаж вела небольшая лестница. Спускаемся.


Весь дом пронизывают длиннющие коридоры.


На каждом этаже.


Спускаемся ещё ниже, на первый этаж.


Нижний этаж служил для хозяйственных нужд и не имел художественной отделки.






Окончание истории.
В конце XIX века наследники фон Бистрома продали имение купцу Ершову. В 1909 году на третьем этаже была открыта школа. Будучи старообрядцем, купец Ершов сделал это «ради спасения души». После смерти Ершова, следуя его завещанию, дом и имение получила Александра Прохорова. В том же 1910 году она перевела полученное наследство на имя своего мужа, Даниила Семеновича Прохорова. Школу в доме супруги оставили. Кроме того, хозяин на свои деньги построил молельню,
а в большом зале дома установил иконостас; по праздникам здесь справляли обедни.
В годы Великой Отечественной войны немецкие оккупанты устроили на первом этаже конюшню. После освобождения поселка здание было приведено в порядок.
До 2007 года в доме Г.И. Щепочкина располагалась средняя школа. С 2008 начало и конец реставрации.

Снаружи состояние дома более удручающие.
Фрагменты фасада главного дома.


Северный и южный фасады оформлены одинаково: две круглые колонны, симметрично расположенные пилястры
поддерживают небольшие балконы в классическом стиле.


Элементы внешнего декора.


Оставляем усадьбу позади и увозим с собою в Москву массу положительных эмоций и ярких впечатлений.


Исторический материал взят
http:///www.kokm.ru

усадьбы

Previous post Next post
Up