Принято считать, что основным средством передвижения на северном побережье являются лодки. Да, конечно, лодки - достаточно распространены, но не настолько, чтобы являться преобладающим транспортом крайнего севера.
Во-первых, море - слишком нестабильная стихия, полагаться на него нельзя. Выехав на рыбалку, никогда не знаешь, когда вернешься - штормить может от нескольких дней, до недели, и больше. Во-вторых, ходить на лодке - довольно опасно. Да и не факт, что доберешься быстрей, чем по земле. Ну и в третьих, море открыто лишь несколько месяцев в году. Зимой, ранней весной и поздней осенью ходить по нему не получится.
Лодки выбирают лишь тогда, когда другие средства передвижения не помогут. Например, в том случае, если летом надо добраться до противоположного берега губы или какого-то острова. Также лодки нужны в том случае, если по суше к нужному месту не доехать из-за сложного рельефа или характера грунта.
Вообще, если забыть о лодках, то основными частными средствами передвижения на севере все-таки являются снегоходы (зимой) и вездеходы (летом). А в ряде мест (в зависимости от местонахождения) - даже мотоциклы, обычный легковой транспорт, и всяческие нестандартные самоделки - например, каракаты и аэросани. Ну и, разумеется, нельзя забывать об оленьих упряжках. А если говорить об общественном транспорте, то это, конечно, самолеты и вертолеты.
По сути, выбор транспорта на севере едва ли не шире, чем в средней полосе. Ну, кто будет у нас летать на дачу на вертолете? А там летают. Много ли у нас народа имеет снегоходы и ездит на них по делам? Сомневаюсь. А вот на севере владельцев снегоходов не так уж и мало. Ну, на велосипедах там, разве что особо не ездят. Хотя, в пределах деревни и окрестностей - очень даже. Проще, наверное, сказать, чего там нет. Правда, мне ничего такого в голову не приходит.
Ну а теперь подробности:
Начну, конечно, все-таки с лодок. На побережье полярных морей их много. Например, на Печоре, местами, движение по воде напоминает своей плотностью трафик какого-нибудь российского шоссе.
Наибольшей популярностью пользуется "Казанка". Чуть менее распространен "Прогресс". Казанку люди любят за ее утилитарность: лодка имеет прочную конструкцию и довольно низкие борта, что позволяет с удобством ставить и снимать сети с ее помощью. Если говорить о моторах, то чаще всего встречаются "Ямаха Эндуро 40", реже "Хонда" и "Меркурий". "Вихри" и "Ветерки" уже свое отжили и попадаются очень редко.
Некоторые граждане пользуются даже надувастиками, но это большая редкость.
Нам приходилось встречать даже такую посудину, как на фотографии ниже. Этим судном пользуются сейсмологи для своей работы, и представляет оно собой понтон с колесным движителем - очень любопытное сооружение.
Также здесь встречаются яхты, деревянные самоделки и т.п. Перечислить и показать тут их всех невозможно.
Лучше, покажу менее стандартный транспорт, привлекший наше внимание за несколько лет путешествий по Карельскому, Терскому и Зимнему берегу Белого моря, а также побережью Баренцева и Карского моря.
Вот, например, вездеход ГТС. Вездеходов, конечно, в частных руках не много, в основном ими владеют организации, но есть и такие люди, которые пользуются этими машинами для личных нужд. Такая бандура, кстати, иногда ездит и на бензине. Однако, в основном на таких вездеходах двигатели все-таки дизельные.
Названия следующей машины я не знаю, но это явно нечто очень старое. Какая-то военная амфибия.
Некоторые пользуются тракторами. Трактор - штука простая и сравнительно дешовая. Он может таскать всевозможные балки или волокуши, что делает его не менее полезным, чем вездеход.
Вот еще один вездеход, ГТТ. Особой любовью не пользуется, ибо является морально устаревшим, не экономичным и не особо надежным.
Впрочем, вся гусеничная техника имеет один существенный недостаток: для использования ее в летнее время требуется специальное разрешение, так как гусеницы наносят большой вред тундре. Если такого разрешения у владельца нет, то ему остается либо ждать зимы, либо пользоваться вездеходом на свой страх и риск, не подъезжая к населенным пунктам. Это, конечно, не удобно.
Там, где есть дороги, уже можно проехать на колесной технике. Названия этих машин перечислять особого смысла нет, все и так знают про ГАЗ-66, ЗиЛ-131, КамАЗ, и так далее. В общем, это, как правило, полноценные полноприводные грузовики.
Кроме грузовиков бывают, конечно, и легковушки. Встречаются УАЗы, Нивы. Наиболее обожаем УАЗ "буханка" за его вместительность, проходимость по любым дорогам и живучесть.
Также можно встретить и японские автомобили.
Но для автомобиля, каким бы крутым он ни был, нужна дорога. Там где дорог нет, проедет пневмоход. Для пневмохода не требуются никакие разрешения, он может эксплуатироваться круглый год. Он прост и дешев в обслуживании, легок, и вообще, можно сказать, идеальный вид транспорта. На севере можно встретить самодельные каракаты или заводские "ТрекОлы" или всякие "Странники". На следующей фотке виден некий самодельный пневмоход на базе УАЗа.
А вот совсем уж самопальный полноприводный каракат с двухтактным 200-кубовым двигателем от "инвалидки". Драндулет этот довольно мощен, он был способен, например, тащить по песку наш катамаран.
В самом начале мы упоминали о мотоциклах, и дальше - один из них. Мотоцикл, конечно, имеет весьма ограниченную проходимость, но зато он может пролезть в любую дырку; его можно погрузить на лодку, а если он застрянет, то его будет не трудно вытащить. Ездят на мотоциклах, как правило, в тех местах, где есть широкие песчаные пляжи. По такому пляжу или литорали можно ехать со скоростью 100 км/ч, как по асфальту, не завися при этом от погоды, и расходуя минимум топлива. Самые популярные мотоциклы здесь "Минск" и "Тула". "Уралы", "Днепры", "Ижи", и тому подобное особой любовью не пользуются из-за своего большого веса - все-таки эти машины больше подходят для Земли, а не морского побережья, где не требуется большая мощность и грузоподъемность. Бесспорный лидер, конечно, "Минск С 125", так как эти мотоциклы производятся до сих пор, стоят дешево, и имеют чрезвычайно надежный двигатель. Увы, век мотоциклов, да и любой другой техники на морском побережье недолог, так как в просоленном песке и влажном воздухе металл очень быстро корродирует и буквально рассыпается. На картинке ниже - Тула 200.
Кроме мотоциклов в последнее время набирают популярность и китайские квадроциклы, но их еще мало, эксплуатируются они не долго, поэтому никто ничего определенного про них сказать не может. Я лично считаю, что ничем хорошим эксплуатация китайской техники здесь не закончится, так как китайцы просто не способны качественно сделать хоть какое-нибудь технически сложное изделие.
Далее исконный полярный транспорт оленья упряжка. О самих оленях ничего говорить не буду, скажу о санях. Несмотря на кажущуюся примитивность, санки довольо хитро сделаны: конструкция их эластична, и благодаря этому они могут годами эксплуатироваться, не разваливаясь. Ехать на них, кстати, очень мягко и комфортно.
В отличие от какой бы то ни было техники, оленья упряжка, по большому счету, не требует никакого обслуживания. Стоит остановиться, как олени сами наудут себе корм и самостоятельно отдохнут. Пройдет полчаса и можно будет ехать дальше. По поводу "запаса хода" я ничего сказать не могу, но оленеводы перемещаются на довольно большие расстояния. Олени - это по-настоящему внедорожный транспорт, который никогда нигде не застревает, не тонет, и не ломается. По совершенно непролазным дебрям олени могут не напрягаясь идти со скоростью 20 км/ч, таща за собой сани с грузом. Управление упряжкой организовано весьма оригинально (хотя, тут я могу ошибиться, так как не очень хорошо понимаю принцип): крайний левый бык в пятерке - ведущий, а остальные - ведомые. При этом ведомые запряжены так, что они как-бы постоянно пытаются повернуть направо, но наездник тянет вожжами ведущего влево, и за счет этого упряжка идет прямо. Повороты осуществляются натяжением, либо ослаблением вожжи. Заодно используется и хорей - длинная палка, которой ездок дополнительно направляет быков и подгоняет их. Основной недостаток упряжки - низкая грузоподъемность - максимум двое взрослых людей.
На следующей фотографии видны останки весьма экзотического транспортного средства. Это аэросани, которые традиционно изготавливаются из разрезанного вдоль подвесного самолетного топливного бака. Сейчас, конечно, в связи с появлением быстроходных снегоходов аэросани постепенно забываются, но некоторые люди их до сих пор эксплуатируют.
Главным преимуществом аэросаней является их предельная простота и огромная скорость, которую они могут развить. Такая машина имеет 4 лыжи и сзади двигатель с воздушным винтом. Двигатели используются самые разные. Раньше часто устанавлиались оппозиты М-72, так как эти двигатели здесь встречались в изобилии и их можно было легко достать, например, у военных.
Руление санями осуществляется посредством педалей, то есть рулит пилот ногами. Это нужно за тем, чтобы руки оставались свободными для стрельбы по преследуемой добыче.
Ну и в заключение: общественный транспорт. Вертолеты Ми-8, самолеты Ан-24. Теперь еще и некий французский аналог двадцать четвертого.
Вертолет - удовольстве дорогое, но некоторые могут позволить себе, например, полететь на вертолете на дачу. Разумеется, не за деньги, а по знакомству, или в качестве оплаты за какую-нибудь услугу.
Ну и, наконец, самолеты. На них жители крайнего севера выбираются на Землю. Хотя, иногда самолеты могут использоваться крупными компаниями, например, нефтянниками.
Про самый популярный зимний транспорт (снегоходы) мы не написали, по той простой причине, что зимой на севере мы не бывали, снегоходы не фотографировали, но судя по рассказам местных, снегоходы есть там едва ли не у всех, кто выбирается за пределы своего городка или поселка, например, на охоту или зимнюю рыбалку.
Оригинал записи
тут.