В феврале 2012 года Владимир Путин в статье
"Быть сильными: гарантии национальной безопасности России" заявил следующее: "Опыт всех предыдущих лет доказывал, что потенциал развития прежней военной структуры, доставшейся нам от СССР, полностью исчерпан. А что, по сути, представляла из себя эта структура? Тысячи баз хранения, арсеналы, склады, многочисленные штабы и "кадрированные" части. Словом, всё то, что было необходимо для развертывания "мобилизационной", многомиллионной армии прошлого века. Насыщать старую структуру людьми и техникой было бессмысленно: на это не хватило бы никаких ресурсов - ни финансовых, ни человеческих. Главное - она не отвечала не только перспективным, но и современным требованиям. Ничего не меняя, ограничиваясь постепенными и половинчатыми преобразованиями, мы могли рано или поздно окончательно утратить свой военный потенциал, потерять наши Вооружённые Силы как дееспособный организм. Выход был только один - строить Новую Армию. Армию современного типа - мобильную, находящуюся в состоянии постоянной боевой готовности. Это очень трудный процесс, затрагивающий десятки тысяч людей. С этим связаны неизбежные ошибки, обиды, претензии. Обострённая общественная реакция, в том числе в самой армейской среде. Реформу проводит не один человек и не десять. Меняется сложнейший институт, внутри которого накопилось множество изъянов. Сбои, "эксцессы исполнителей", слабая информационная работа и отсутствие каналов "обратной связи", формальное исполнение директив - всё это реальные "проблемные точки" идущей реформы. Наша задача - видеть эти "проблемные точки" и корректировать те или иные решения. Выдерживая общую логику на системные преобразования Вооружённых Сил".
Называть после таких слов Путина радикальную военную реформу, по-настоящему начатую в 2008 году (после катализатора в виде Пятидневной войны) и запланированную до 2015-17 годов, сердюковской или как-то иначе, как это делают некоторые популярные военные эксперты, и уж тем более называть её предательской или провальной, значит не понимать то, в какой ситуации находилась армия к середине 2000-х и как преобразилась она за последние 6 лет. В аналитическом исследовании
"Новая армия России" подробно анализируется состояние российских войск по всем родам и родам - до реформы и после (на 2019 год), и делается вывод о стратегически верном направлении преобразований. В частности, на примере сухопутных войск видно, что конкретно изменилось в структуре армии за эти годы: "До начала перехода на "новый облик" на 2008 г. в составе Сухопутных войск РФ (без Воздушно-десантных войск) находились 24 дивизии (три танковые, 16 мотострелковых и пять пулемётно-артиллерийских) и 12 отдельных мотострелковых и стрелковых бригад, плюс две военные базы дивизионного состава (в Армении и Таджикистане). Реально из этих 24 дивизий и двух военных баз более или менее полностью развёрнутыми по личному составу были лишь пять мотострелковых дивизий и 201-я военная база в Таджикистане. Фактически лишь 13% частей Сухопутных войск относилось к частям постоянной готовности. В течение 2009 года 23 дивизии были расформированы, а взамен к 1 декабря 2009 года были созданы 40 развёрнутых бригад и военных баз бригадного состава - четыре танковые бригады, 35 мотострелковых бригад и одна бригада прикрытия (по сути укрепрайон). [...] Всего на начало 2010 года в ходе реформирования было создано 85 бригад". Таким образом, трехзвенная управленческая цепь армия - дивизия - полк была сокращено до двухвенной армия - бригада. В сочетании с обновлением вооружения было существенно повышена мобильность и боеспособность сухопутных войск. Преобразования в воздушно-десантных войсках начались ещё раньше и при всех колебаниях завершились следующими результатами: сокращение 26 воинских частей, сокращение 40% воинского состава; формирование в составе дивизий зенитных ракетных полков и передача авиации ВДВ и ВВС. Особо стоит подчеркнуть, что реформу ВДВ задумал и фактически проводил Владимир Шаманов. В военно-воздушных силах упразднены авиадивизии и авиаполки, а все силы сосредоточены на семи авиабазах первого разряда и десятке меньших баз. Одновременно проведена масштабная закупка летательных аппаратов и проводится постоянное обновление авиапарка, увеличивается средний налёт лётчиков, который,
по данным на август 2013 года, составил 110 часов на человека и не уступает налёту лучших иностранных армий. И так по всей армии.
Радикальные реформы вооружённых сил России 2008-2012 годов исходили из того, что российская армия должна стать мобильной, боеспособной, современной, без лишних функций и нагрузок, готовой в любой момент отреагировать на локальные войны под защитой ядерного щита. По
оценке главы Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, нынешние преобразования в армии "сравнимы с армейскими реформами Петра Первого и Дмитрия Милютина, военного министра времен Александра Второго". Суть реформ заключается в трансформации вооружённых сил России от традиционной мобилизационной системы к силам постоянной боевой готовности. Фундаментальной концептуальной основой военной реформы является переориентация новой армии России на участие главным образом в ограниченных войнах, так как возможность глобальной войны исключают силы ядерного сдерживания. В связи с этим ключевым решением и был совершён ряд шагов руководством страны в оборонительной сфере.
Что сделано с 2018 по 2012 годы:
- вместо шести военных округов на территории РФ создано четыре оперативно-стратегических командования, вместо громоздкой организационной системы с корпусами, дивизиями и полками предпочли более прямую и компактную - бригадную;
- проведено сокращение органов центрального военного управления, включая Минобороны и Генштаб (количество офицеров сокращено вдвое до 150 000, потом решено увеличить их число до 220 000;
- совершён частичный переход на контрактную основу;
- проведено повышение окладов военнослужащих в 2-3 раза;
- реализована активная выдача квартир семьям военнослужащих;
- создан институт профессиональных сержантов после ликвидации института прапорщиков, которые в основном занимались охраной и обслугой;
- проведена централизация системы подготовки кадров и начата серьёзная реформа военного образования, в рамках которой формируется 10 крупных научно-учебных центров;
- начато и продолжено избавление армии от непрофильных услуг (уборка территорий, банно-прачечные услуги, отопление котельных) и активов (земли, здания гражданского назначения);
- кардинально облегчена мобилизация войск;
- реорганизована система резервов;
- начато масштабное перевооружение армии, затраты на которое исчисляются миллиардами долларов;
- в частности, обновляются стратегические ядерных сил России, авиапарк, танковые войска и артиллерия, морской флот, почти заново создаются современные средства связи;
- установлена высокая планка и жёсткие нормы качества вооружения для отечественной оборонной промышленности (в том числе и путём закупок иностранного оружия).
С приходом Сергея Шойгу должен быть завершён предыдущий этап реформы армии, устранив его недостатки, и начат следующий. Тезисный обзор действий нового министра обороны за первый год привел
"Коммерсант". В частности, там отмечено: "С первых дней работы Сергей Шойгу стал демонстративно ревизовать непопулярные решения предшественника. Он восстановил управление боевой подготовки, ликвидированное в ходе реформы в 2009 году, увеличил количество сотрудников военной приемки до 25 тыс. человек, возродил медицинские, создал спортивные и научные роты, призвал вернуться к работе в ведомстве уволенных при предшественнике офицеров. [...] В январе 2013 Сергей Шойгу выпустил директиву, которой вернул высшему генералитету право присваивать подчиненным воинские звания, назначать на должности и увольнять с них, а также по своему усмотрению определять круг их обязанностей. Анатолий Сердюков эти бумаги визировал сам". В то же время справедливо отмечается, что стратегические решения, принятые при Сердюкове, Шойгу не отменяет. Да, он раскритиковал решение об укрупнении авиабаз и отменил закупку бронеавтомобилей Iveco в пользу отечественной БМД-4М, как того просили вдвэшники. Но в то же время Минобороны таки совершил покупку многострадального "Мистраля" у французов - и первый из них уже спущен на воду под именем
"Владивосток". То есть можно говорить о том, что совершается корректировка сердюковского этапа реформы, а не её отмена, как о том мечтали "всепропальщики". И с заменой "женского батальона" Сердюкова на "спасателей" Шойгу не поменялось общее направление преобразований, но только уточнены их параметры и отменены некоторые неструктурные решения - а потому вскоре стоит ждать появление первых ноток неудовольствия Сергеем Кужугетовичем со стороны популярных военных экспертов, выражающих интересы отодвинутых от реформ генералов в отставке, родом из 90-х.
Тем более что перед министром обороны стоят новые задачи в рамках следующего этапа реформы армии, на которые выделены ещё бОльшие средства. В частности, необходимо продолжить перевод армии на контрактную основу, повысить мобильность войск и наконец-то довести до ума схему управление войсками, оснастить армию новым высококачественным оружием (поставленная Президентом задача - "к 2020 году доля новых образцов вооружений в войсках должна составлять не менее 70 процентов"). И что-то мне подсказывает, что если такое оружие наша оборонка во главе с Рогозиным не предоставит, то несладко придётся именно оборонке, а не новому министру. И если надо будет, то Шойгу не применёт воспользоваться услугами зарубежной военной промышленности и масштабной партией закупить, к примеру, те же беспилотники. Хотя, конечно же, общая наша задача - и Министерства обороны, и промышленности, и всей страны - делать оружие у себя дома своими усилиями. Тем более что это главный и, пожалуй, единственный способ моментального запуска форсированной и масштабной реиндустриализации России.
Как видим, реформа армии идёт по довольно чёткому стратегическому плану, который, конечно же, не выполняется на все сто, да и сам по себе наверняка не идеален, но создаёт новый облик российской армии прямо у нас на глазах. Очевидно, что такой план существует и продуман был задолго до 2008 года. А все претензии к Сердюкову или в будущем к Шойгу - это пустая трата времени и эмоций, поскольку в данном случае они исполнители, пусть и ответственные и ключевые. Кто же является автором реформы? Кто её задумал и теоретически обосновал для руководства? На этот вопрос как-то
попытался дать ответ тот же самый Руслан Пухов: "Насколько я могу судить, общая идея реформы - переход от советской армии эпохи холодной войны к армии, адекватной новым политическим и ресурсным условиям, - была продумана давно. Но конкретное исполнение явилось в значительной степени импровизацией. Только импровизацией не самого Сердюкова. В Министерстве обороны, несомненно, существовала группа "младотурок", которые и разрабатывали планы преобразований. Возможно, когда-нибудь мы даже узнаем их имена. Из условно неправительственных экспертов в качестве советников привлекались, насколько мне известно, только два человека: президент Академии военных наук генерал Махмут Гареев и экс-разведчик, военный эксперт Виталий Шлыков. Равным образом и сегодняшняя корректировка реформы производится Сергеем Шойгу не только по собственному разумению, но с подачи военных, в том числе отправленных в отставку при Сердюкове и возвращенных сейчас на службу". Махмут Гареев - военачальник и генерал армии в отставке, Виталий Шлыков - грушник, военный эксперт, скончался в 2011 году. Упоминаются и какие-то другие военные специалисты. В любом случае это те из "силовиков", которые не побоялись взглянуть на реалии постсоветской армии и сделать выводы о необходимости радикальных её преобразований, которые многим кажутся разрушением и даже уничтожением. И не только людям со стороны, но и военным, бывшим военным. В частности, как объяснишь десяткам тысяч уволенных офицеров, что уволены они во благо армии и России, и что Сердюков, как человек не из системы, специально был привлечён в качестве бульдозера по разгребанию завалов? Да никак. Бесполезно.
Владимир Путин вынужден делать то, что время от времени делает руководство страны со своей армией после длительного её простоя и деградации - рушит старую, чтобы создать новую. Впрочем, по сути, разрушили советскую армию (как и милицию, как и науку и всё государство в целом) ещё до него - он лишь это озвучил и оформил. Главный вопрос в том - сделает ли это руководитель перед войной или после неё. Второй вариант - фактически гибель страны. Ситуация, в которой находится Путин, сильно напоминает (и дай Бог, чтобы только напоминала, а не соответствовала) ситуации Сталина в 30-е годы, когда старую большевистскую гвардию, перемешанную со старыми царскими кадрами и снаряжённую по образцу начала века нового и конца века старого, пришлось в ускоренном режиме переделывать в современную механизированную боеспособную армаду, способную победить сконцентрированные силы прогрессивного Запада. И можно сколько угодно кричать о неподготовленности Советской Армии к войне, но не будь тех реформ (пусть жёстких и не всегда удачных), армии не было бы никакой. А вслед за ней не стало бы и России. Примерно тот же выбор стоит перед руководством страны и в начале XXI века - либо форсированно изменять армию с привычного её вида на адекватный современным вызовам, действуя по принципу "лес рубят, щепки летят", либо вечно обсуждать это со специалистами и самими военными, ждать всеобщего консенсуса и надеяться, что в других армиях мира происходит такая же неразбериха и бездействие. Учитывая последние события в мире, второго варианта у России не существует.
Теоретически можно придумать любую реформу, даже самую красивую и удачную. Но чтобы реализовать хотя бы 10% от неё на практике - вопреки всем обстоятельствам, помехам и непониманию современников, надо иметь политическую волю и способность брать ответственность за судьбоносные решения. Слава Богу, всё это присутствует у нынешнего правителя России.
РМ