Город с более чем семисотлетней историей, рост которого тесно связан с эксплуатацией и переработкой открытого в регионе высококачественного черного угля, что дало Остраве индустриальный вид и неофициальное название «стальное сердце республики» во времена существования социалистической Чехословакии. Многие компании тяжелой индустрии сейчас закрыты или трансформированы.
После бархатной революции 1989 и перехода к рыночной экономике промышленность Остравы испытала период депрессии и подверглась реструктуризации. В 1994 по причине нерентабельности и нежелания чешских властей дотиировать эту отрасль в окрестностях города была прекращена добыча угля. Металлургические предприятия были проданы транснациональным компаниям: завод Nová huta в 2003 был продан Mittal Steel, завод Vitkovice в 2005 - ЕвразХолдингу.
Во время сентябрьского недельного путушествия по странам вышеградской четверки я видел многое! Но самым интересными оказались технические музеи. Свой рассказ я начинаю с прекрасного и необычного музея (для нашей страны) сделанного на месте старой угольной шахты.
А вот вы можете назвать хороший технический музей у нас, ну кроме разве музея техники Вадима Задорожного?
Что напрочь отсутствует у нас - это любовь и уважение к своей технической истории. Пример с шахтой «
Подмосковная» один из сотен, когда просрали все полимеры. А вот посмотрите что можно сделать со старой шахтой! Причем таких музеев там два! И еще один готовится к открытию!
1. Одна из моих знакомых коллекционирует кирпичи. Так как выдрать вожделенный предмет из стены, имеющую культурную и историческую ценность я, конечно же, не мог, то пришлось ограничится фотографированием.
2. Тут все знакомо. Номерные жетоны работников. Спускаясь в забой, каждый переворачивал свой номер. Если что, то сразу будет видно, кого искать.
3. Комната с чистой одеждой. Приходя на работу, шахтеры здесь раздевались и шли в соседнее помещение. Там так же была подвешена рабочая одежда.
4. Кто переведет?
5. Конторское помещение около шахты. Начальство, инженеры, геодезисты и прочее.
6. Схема подземных выработок. Не уверен, что это именно эта шахта, да это и не важно.
7. Наш сопровождающий. Раньше работал на этой шахте, теперь вот водит экскурсии. К сожалению не записал как его зовут. В окошке местное алкогольное приветствие. Адская смесь чего-то зеленого с черным :)
8. Плакаты по технике безопасности.
9. Коногоны, стоящие в зарядной станции.
10. Самоспасатель. В случае пожара или еще чего, вставить в рот, дышать нормально. Вполне хватает воздуха (он выделяется за счет химической реакции) чтобы дойти до ствола.
11. Крытая галерея к эстакаде. Придя на шахту работник уже не выходил на улицу. После переодевания он шел внутри здания и попадал к клетям.
12. Угольные шахты были взрывоопасные. Все оборудование делалось взрывобезопасным. Даже электронные часы были запрещены!
13. Людской уровень эстакады. К конструкции клети мы еще вернемся чуть ниже
14. А это уровень ниже. Здесь вагонетки с углем выталкивались из клетей и отправлялись на эстакаду.
15. Вот сюда. Я так понимаю вагонетка от толчка сама долетала до начала подъема, а потом цепной привод ее подхватывал и затаскивал в гору.
16. После разгрузки вагонетка скатывалась с горки и по этой кривой залетала на эстакаду.
17. Тут шел бесконечный круговорот вагонеток.
18. Уровень ноль - земля.
19. Шахта работала с 1843 года! Закрыта в 1995 году. Сечение ствола 6,55 на 3 метра. Максимальная глубина 664 метра.
20. Забутована полностью. А весь наземный комплекс сохранен.
21. На улице полно всяких клевых штук.
22.Копер. По бокам стоят клети. Обратите внимание что они как минимум двухэтажные!
23. На первом ярусе две вагонетки. Второй ярус для шахтеров.
24. Две галереи к эстакаде. По ближайшей вагонетки с углем бежали к бункеру, а по дальней - возвращались к стволу.
25. Райское место всех любителей стим-панка и вообще красивых механизмов. Это подъемная машина, выпущенная в 1912 году.
26. Какая красота.
27. М! Слов нет, одни эмоции.
28. Показометры к подъемной машине.
29. А тут сидел ее машинист.
30. Компрессорный цех. На него было совсем мало времени. Я не фотографировал к сожалению все таблички. Так что только пару штук попало в кадр. Остальное давайте угадывать. Это электрический поршневой компрессор. 1927 год.
31. Глаза тут разбегались. Хотелось все пощупать, посмотреть и еще раз пощупать. А потом залезть ручками и что-нибудь покрутить.
32. Электрический турбокопрессор. 1912 год.
33. Дальше уже совсем торопили - меня ждала следующая шахта. Так что на бегу делаю несколько кадров и на улицу.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40. Как же это красиво!
41. Попросил Марину встать около колеса для масштаба. Я так понимаю, это водяное колесо для привода подъемной машины в далеком прошлом.
42. В небольшой мастерской местные умельцы восстанавливают старые машины. Правда вместо пара используют сжатый воздух.
43. Четыре секунды машинерии. Машина вращает через ремень генератор, от которого зажигается лампочка. Просто - да. Наглядно? Более чем!
Click to view
44. Какой-то агрегат
45. Бывший бойлер - источник пара.
46. Огромное спасибо работникам музея за эту восхитительную экскурсию по царству стимпанка и просто инженерной красоты.