Этот пост результат моей совместной работы с Сергеем Котовым, инженером-проектировщиком «СТК «ГЕЛИОСИТИ». Я проводил для этой компании коммерческую съемку в тоннеле метро. На Филевской линии устанавливали новые опытные светильники вместо архаичных ДРЛ-ламп. В результате работы родилась идея написать пост про тоннельное освещение вообще и пор новые светильники в частности.
А съемка была очень тяжелой из-за отсутствия света - лампы выключают же :) И полностью без постановочных кадров - ночное окно очень короткое и работать надо быстро. Но нам не привыкать -ИСО повыше, дырку пошире и вперед.
А сейчас прошу под кат, там Сергей рассказывает о особенностях освещения в тоннелях Московского метро.
1. Каждую ночь в туннелях метрополитена производятся технологический осмотр состояния рельс, профилактические и ремонтные работы. Легко предположить, что для их выполнения рабочим требуется свет: помимо ручных фонарей применяется общее освещение, выполненное светильниками, установленными вдоль сводов по обеим сторонам туннеля в шахматном порядке с шагом 4 - 5 м. Светильники установлены на стальной монтажной полосе, являющейся также шиной заземления, на высоте около 3 м и в выключенном состоянии практически не заметны пассажирам.
2. Туннельное освещение подразделяется на две группы: рабочее и аварийное. На старых участках на группы подаётся переменное напряжение 127 В, на более новых - 220 В.
Светильники аварийного освещения располагаются по слаботочной стороне туннеля и питаются от отдельной линии. В случае перебоя в питании на них подаётся постоянное напряжение от батарей. Аварийная группа включается около 1 часа ночи и работает примерно до 6 утра.
3. Светильники рабочей группы, установленные по сильноточной стороне туннеля, включаются в период снятия напряжения с контактного рельса.
В связи с данным режимом работы светильников, пассажиры редко замечают туннельное освещение, за исключением работающего круглосуточно так называемого адаптационного освещения на участках туннелей перед и после станций, а также при выезде на открытые участки. Включённое освещение на всём протяжении туннеля в период перевозки пассажиров может означать внештатную ситуацию.
4. Освещение путевых стрелок также работает круглосуточно, нормируемая освещённость, как и в туннелях, оставляет 20 лк на уровне головок рельс (для сравнения, максимальная освещённость в лунную ночь в сто раз меньше, нормируемая средняя освещённость в офисных помещениях - 500 лк).
5. Несмотря на то, что в действующих нормах чётко указывается применять для освещения туннелей светильники с люминесцентными лампами, в большинстве туннелей установлены светильники типа НСП (именуемые электриками «Астра») с лампами накаливания мощностью 60 Вт. Актуальность замены данных светильников диктуется их недостатками.
6.
- Применяемый источник света - лампа накаливания - имеет низкую световую отдачу (основной показатель энергоэффективности источника света, определяемый отношением излучаемого светового потока к потребляемой мощности) - около 10 лм/Вт, и малый срок службы (по паспорту - 1000 часов, по факту эксплуатации в метрополитене - 300 часов, каждую ночь их меняют мешками).
- Конструктивно светильник не имеет защиты от пыли и влаги, что особенно критично в туннелях метрополитена: на лампе и отражателе осаждается пыль, которая ещё глубже забивается и уплотняется под воздействием струй воды, направленных под давлением во время операции смачивания туннеля, проводящейся раз в один-два месяца специальным помывочным поездом. При дальнешей эксплуатации светильника, из-за высокой температуры теплового источника света грязь высыхает, цоколь лампы прикипает к патрону, что вызывает трудности при замене вышедшей из строя лампы - цоколь остаётся в патроне светильника, колба лампы - в руке электромонтёра.
Таким образом, при дешевизне и неприхотливости источника света, светильники «Астра» малоэффективны и дороги в эксплуатации. Стоит отметить, что в туннелях, освещаемых светильниками «Астра», освещённость значительно ниже нормируемых значений.
7. В более современных туннелях используются светильники типа KRK с разрядными люминесцентными лампами низкого давления типа T8 Basic мощностью 36 Вт, несомненным достоинством которых является высокая световая отдача (79 лм/Вт) и более длительный срок службы (около 5000 часов при работе с электромагнитными ПРА, спад светового потока к концу срока службы - 20%). Основными недостатками люминесцентных ламп являются, пожалуй, зависимость мощности от длины лампы (в туннелях применяются лампы длиной около 120 см) и наличие ртути, из-за чего они требуют утилизации (в вестибюлях станций имеются специальные помещения для их временного хранения). Также люминесцентные лампы в светильниках KRK открытого типа чувствительны к перепадам температур: при температуре окружающей среды −20°C световой поток снижается более чем на 80%, поэтому применение данных светильников нецелесообразно на выезде из туннелей и вблизи вентшахт, где температура соответствует уличной.
8. В рамках реконструкции системы освещения туннелей светильники «Астра» заменяют различными типами светодиодных осветительных приборов. Однако, замена пока не получила повсеместного распространения ввиду ряда причин:
- Жалобы путейцев на слепящее действие, вызванное малыми размерами и высокой яркостью светодиодных источников света.
- Отсутствие возможности ремонта светильников: элементная база светодиодов полностью обновляется каждые два года, нет единого стандарта и форм-фактора электронных компонентов. В случае выхода светодиодного светильника из строя, его потребуется заменить на новый, в отличие от светильников с традиционными источниками света, в которых каждый электронный компонент и лампы выпускаются широким кругом производителей и являются взаимозаменяемыми.
9.
- Заявленные сроки службы светодиодов (в среднем 50000 часов, спад светового потока к концу срока службы - 30%) являются чисто теоретическими и сильно зависят от условий окружающей среды. Кроме того, срок службы схемы управления светодиодами (драйвера) как правило существенно ниже (в среднем 20000 часов), чем у самих светодиодов, но именно минимальный срок службы критического компонента определяет срок службы изделия в целом.
- Светодиоды не дают существенного выигрыша в энергоэффективности по сравнению с люминесцентными светильниками, применяемыми в туннелях - их световая отдача составляет в среднем 60 лм/Вт.
10. В настоящее время замена устаревших светильников современными образцами производится службами Московского метрополитена совместно со светотехническими компаниями, среди которых «
СТК «ГЕЛИОСИТИ», являющаяся одним из основных поставщиков технического осветительного оборудования для объектов железнодорожного транспорта.
11. Специалисты «Гелиосити» уже производили замену светильников «Астра» на стрелках №№ 1 и 3 станции Чеховская (на фото стрелка № 3 до реконсруркции), в результате которой средняя освещённость возросла в 3,5 раз при снижении потребления электроэнергии в 2 раза. Но в этот раз была поставлена менее тривиальная задача - заменить светильники с разрядными лампами высокого давления типа ДРЛ мощностью 250 Вт.
12. Лампы ДРЛ-250 (дуговые ртутные люминофорные) имеют световую отдачу 52 лм/Вт, срок службы - 8000 часов (спад светового потока к концу срока службы - 10%), что лучше, чем у ламп накаливания, но хуже, чем у люминесцентных. Однако в отличие от люминесцентных ламп, лампы ДРЛ не боятся низких температур, поэтому могут применяться на открытых участках и вблизи вентшахт. При этом лампы ДРЛ, как и все разрядные лампы высокого давления, имеют серьёзный недостаток, ограничивающий области их применения: инерционность. Разгорание лампы осуществляется не сразу, а в течение 5 минут с момента включения питания. При кратковременном прекращении подачи питания разрядная лампа высокого давления должна остыть в течение 10 - 15 минут, прежде чем сможет зажечься вновь.
Как следует из вышеизложенного - идеальных источников света для универсального применения не существует.
13. Работы по реконструкции осветительной установки производились на участке туннеля на выезде от станции Смоленская Филёвской линии на Смоленский метромост. Это место с одной из наиболее тяжёлых сред эксплуатации светильников - окружающая температура и влажность воздуха соответствуют уличным погодным условиям, поэтому светильник должен обеспечивать высокую надёжность при круглосуточной работе. Как говорилось выше, нормы освещения туннелей метрополитена предписывают применение люминесцентных ламп благодаря их высоким светотехническим и эксплуатационным характеристикам, но во избежание сильного падения светового потока при отрицательной температуре окружающего воздуха светильник должен быть абсолютно герметичным.
14. В связи с этим было решено применить светильники производства немецкой фабрики
Norka, одной из ведущих по производству светильников для транспортных систем, эксплуатирующихся в том числе в метрополитенах Финляндии, Швеции и Норвегии, близких по климату к нашей стране. В России светильники Norka применяются для освещения смотровых ям в моторвагонном депо «Металлострой» в Санкт-Петербурге и на стрелке станции Чеховская Московского метрополитена.
15. Конструктивно применяемые светильники основаны на одной из промышленных моделей, модифицированных фабрикой Norka с учётом опыта эксплуатации в Московском метрополитене. Традиционно светильники Norka получают названия в честь европейских городов, и данный светильник был назван в честь нашей столицы, но на немецкий манер.
16. Светильник MOSKAU представляет собой цилиндр из ударопрочного поликарбоната с герметичными боковыми заглушками (степень защиты от пыли и влаги IP68), что позволяет сохранить работоспособность при погружении в воду на глубину до 20 м, то есть выдержать затопление туннеля, как в фильме «Метро». :)
Светильник комплектуется люминесцентной лампой типа Т5 Supreme мощностью 28 Вт (по световому потоку аналогичной лампе типа Т8 мощностью 36 Вт). Световая отдача лампы: 104 лм/Вт, срок службы: 58000 часов (спад светового потока к концу срока службы составляет всего 10%).
17. Внутри светильника установлен электронный ПРА со сроком службы 200000 часов, работающий как от переменного, так и от постоянного напряжения. Блок ЭПРА обеспечивает стабильную работу лампы при отклонениях питающего напряжения от нормы, а также при кратковременных скачках напряжения вплоть до 4 кВ.
18. Светильники с лампами ДРЛ оказались установлены с шагом 5,5 м - большим, чем в большинстве туннелей.
19. На фотографии заметны и не столь критичные для туннельного освещения недостатки ламп ДРЛ: сине-зелёный спектр излучения и плохая цветопередача.
20. Перед демонтажем старых светильников были произведены замеры освещённости в контрольных точках с помощью люксметра. Средняя горизонтальная освещённость на головках рельс составляла 23 лк.
21. На фотографии демонтированных светильников видна осевшая на колбе лампы пыль и въевшаяся в отражатель грязь, снижающие эффективность осветительной установки.
22. Ржавая коробка с буквой «А» на фото - выносной блок ПРА для светильника с лампой ДРЛ, необходимый для работы лампы. Весит коробка около 5 кг, плюс около килограмма - сам светильник.
23. Несмотря на большую длину, вес светильника Moskau составляет около 3 кг.
24. Новые светильники устанавливаются на монтажную полосу с помощью специальных креплений-крюков.
25. Монтаж завершен!
26. После монтажа светильников Moskau были проведены повторные замеры освещённости в контрольных точках: средняя горизонтальная освещённость на головках рельс составила 19 лк, что является допустимым согласно нормативам. Отклонение вызвано нестандартным расстоянием между светильниками (около 5,5 м вместо расчётных 4,5 м).
27. Итак, при сохранении значений средней освещённости в рамках нормативного допуска, в 9 раз была снижена потребляемая мощность, а также снижена нагрузка на кабельные сети благодаря в 10 раз меньшим пусковым и рабочим токам. Кроме того, был увеличен интервал обслуживания светильников за счёт в 7 раз большего срока службы ламп, улучшены эксплуатационные характеристики и надёжность осветительной установки.