Северомуйский тоннель

Feb 13, 2015 10:03

Северомуйский тоннель - легендарная стройка БАМа, которая продолжалась 26 лет. Подготовительные работы по прокладке тоннеля были начаты в 1975 году, горнопроходческие - 28 мая 1977 года. Основная часть горнопроходческих работ была выполнена в период с 1977 по 1991 годы - 13 057 погонных метров, в 1991-2001 годах - 2216 погонных метров.

Строительство осуществлялось ОАО «Бамтоннельстрой» (подземная часть) и ОАО «Нижнеангарсктрансстрой» (наземные объекты) с двух сторон - с западного и восточного порталов, а также в обе стороны от вертикальных стволов диаметром 8,5 м, пробитых с вершины Северомуйского хребта (глубиной 302, 334 и 162 м). Работы по сооружению тоннеля велись в крайне сложных геологических и гидрологических условиях, по трассе тоннеля было выявлено четыре тектонических разлома шириной от 5 до 900 метров. Приток воды из этих разломов доходил до нескольких сотен кубометров в час при гидростатическом давлении до 34 атмосфер. К тому же часто поступала вода повышенной температуры. Были обнаружены щели-разломы, в которых гранит был перетёрт в песок и насыщен водой: получились плывуны в гранитах. К тому же имело место перенапряжённое состояние пород. По мнению специалистов, набор условий такой сложности до строительства этого тоннеля нигде в мире не встречался

В целом, это копипаста с вики. Про этот тоннель написано сотни килобайт текста, сняты фильмы и вообще очень много информации. В конце поста я приведу список ссылок для самостоятельного изучения.

А в посте я расскажу о своих личных впечатлениях. Ну и немного воспользуюсь разными источниками для цитат.

В тоннель я хотел попасть очень давно. Как показывает жизнь, надо что-то очень хотеть и верить в это. Тогда это сбудется. Поэтому я и поехал на БАМ. Из первоначальной идеи снять только Северомуйский тоннель получилась большая поездка по небольшому участку БАМа. Вы это все увидете в ближайшее время: строительство второго Байкальского тоннеля, Мысовые тоннели и просто красивые виды. А начну свой репортаж с Северомуйского тоннеля.

Причем фотографий порталов в сети очень много. Из самого тоннеля я нашел пару мутных фото. Так что смотрите полнейший эксклюзив. В посте присуствуют обои. На всякий случай напомню, что обои вы можете совершенно бесплатно скачивать, ставить на любые компы. Вы можете даже их распечатать и повесить дома или в оффисе. Но любое коммерческое использование запрещено. Мои юристы с одними ушлыми дельцами, которые поставили фото на футболку, уже работают.

Огромное спасибо за организацию съемки всем сотрудникам Восточно-Сибирской железной дороги, ее пресс-службе и лично Аркадию Петшику и Роману Ринчинову.



Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200 | 2560x1440 | 2880x1800

1. Памятный знак на спуске с перевала Северо-Муйского горного хребта. Знак сделан из железобетонных тюбингов взятых со строительства разведочной транспортно-дренажной штольни. Строители тоннеля жили в двух посёлках - Тоннельном (располагался у западного портала, после окончания строительства выселен) и Северомуйске, который остался.


2. Восточный портал Северомуйского тоннеля. Здесь в мае 77-го года началась проходка. Сначала дренажной штольни, а потом и основного тоннеля. Через год началась проходка со стороны западного портала. Параллельно велись работы по закладке трех стволов.


3. Восточный портал и один из многочисленных мостов 18-ти тысячного обхода. Что такое 18-ти тысячный обход вы узнаете в соответствующем посте :)


4. Первоначально по трассе тоннеля были спроектированы разведочные скважины, которые должны были находиться через каждые 500 метров. Для удешевления проекта скважины были выполнены через 1 километр и они не обнаружили геологических проблем на пути тоннеля. Строители резво начали выдавать породу, не зная, что впереди ждет в буквальном смысле ад. Первая серьёзная авария произошла на западном участке в 1979 году. При преодолении гранитного массива проходчики попали в высоконапорный ангараканский плывун. Давление воды с песком взломало гранитную перемычку и вода с песком хлынула в тоннель, увлекая за собой каменные обломки. Сила потока была такова, что породопогрузочная машина весом более 20 тонн была передвинута на расстояние около 300 метров. Последствия аварии были ликвидированы в 1981 году. Для ее ликвидации был построен четвертый шахтный ствол глубиной 242 м между западным порталом и стволом № 1.


5. Для поддержания микроклимата в тоннеле на обоих его порталах установлены специальные ворота, открываемые только для прохождения поезда. Причем ворота выполнены из легкого материала, чтобы в случае их не открытия локомотив мог спокойно их выбить без последствия для себя и поезда.


6. Как я уже говорил, рядом с тоннелем находится транспортная-дренажная штольня. В ней проложены узкоколейные пути и осуществляется доставка рабочих, материалов, оборудования и пр. к месту обслуживания тоннеля. Соответственно, есть и депо, где мини-поезда проходят обслуживание.


7. Пора в тоннель. По программе мы едем до третьего ствола, там выходим и обратно возвращаемся пешком. Объектив тут же запотел и какое-то время пришлось снимать в тумане.


8. Поезд состоит из нескольких людских вагончиков. Перед отправлением машинист обходит всех и спрашивает, где кому выходить. Адрес прост - мне выходить около сбойки номер такой-то.


9. Остановка «тридцать какая-то сбойка». Номер не помню уже. Быстро десантируемся из вагона и мини-поезд уезжает в темноту.


10. Штатный свет в штольне сгнил почти сразу после завершения работ. Сейчас он там не нужен и штольня никак не освещена. Только сбойки.


11. При длине тоннеля 15 343 метра общая длина выработок составляет более 45 километров!


12. Разведочно транспортно-дренажная штольня проходит параллельно основному тоннелю на расстоянии 15-30 метров. Ее забой опережал основной на 300-400 метров. И все прелести неожиданных тектонических разломов пришлись как раз на ее проходку.


13. Помимо традиционного буровзрывного способа штольню проходили механизированными тоннелепроходческими комплексами диаметрами 4,5 и 5,6 м фирм Robbins (США) и Wirth (Германия). Один щит так зажало при проходке, что пришлось строить обходную штольню и пробираться к ротору с боку, чтобы его освободить. Вирт, отработав на БАМе, поехал в Екатеринбург строить метро.


Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200 | 2560x1440 | 2880x1800

14. Все четыре ствола используются как вентиляционные. Причем в постоянной работе находится только второй ствол. Остальные три в дежурном режиме на случай чрезвычайной ситуации. На фотографии тоннельные вентиляторы третьего ствола (или по-другому - нижний вентиляционный узел третьего ствола).


15. Направо уходит подходняк к дренажной штольне. Подъем налево - это подходная выработка к основному тоннелю. Чтобы не пересекаться с дренажной штольней она проходит над ней (по горной терминологии - кроссинг).


Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200 | 2560x1440 | 2880x1800

16. Третий ствол глубиной 162 метров и диаметром 8,5. Из него все демонтировано. Даже трапа не оставили. Вся эвакуация предполагается только по транспортной штольне.


17. А это его оголовок.


18. Ствол и руддвор.


19. Тоже самое, но рыбьим глазом. Надо было чуть ближе поставить штатив, но вот увы.


20. Руддвор. В торце начинается обгонная штольня. Чтобы ускорить все операции, порода из груженной вагонетки опрокидывается в скиповый подъемник и выдается наверх. А порожняя вагонетка выдается в сторону обгонной штольни, освобождая место следующей. Таким образом грузопоток направлен только в одну сторону, а порода в стволе направлятся «на гора» или наверх.


21. Подходная штольня к трассе тоннеля.


22. Налево - руддвор. Вправо - обгонная штольня. Как мне сказали, за последних восемь лет тут не было ни одного журналиста или фотографа.


23. Электрощитовая.


24. Еще раз снимаю вентиляторы и пора идти в тоннель.


25. Наконец-то, тоннель. По сравнению с метрошным он просто огромен!


Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200 | 2560x1440 | 2880x1800

26. Тоннель построен как однопутный, двускатный (уклон от середины к обоим порталам). Величина уклона - 6 ‰ в одну сторону и 7,5 ‰ в другую. Строительство второго тоннеля не предполагается и при укладке второго пути будет снова задействован обход. Скорее всего, в очень отдаленном будущем, к строительству второго тоннеля вернутся, но это будет очень не скоро.


Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200 | 2560x1440 | 2880x1800

27. Вдоль всего тоннеля устроены ниши для укрытия персонала при проходе поезда. Смонтирована специальная сигнализация, которая предупреждает о подходе поезда и показывает откуда он едет.


Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200 | 2560x1440 | 2880x1800

28. Первоначально в тоннеле предлагалась традиционная контактная подвеска, а ей через два километра (обусловлено длиной контактного провода в бухте) нужны камеры натяжения с грузами. Потом проект был переделан на ромбовидную подвеску, а камеры вот, остались.


Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200 | 2560x1440 | 2880x1800

29. Северо-Муйский тоннель построен в сейсмоактивной, так называемой рифтовой зоне: в 1959 году здесь зафиксировано землетрясение в 10 баллов. Древние горы «дышат». Хотя 10 баллов - некая условная цифра, так как никто не знает, сколько их было в 1959 году. Может, 10, а может 12 или 15... Некому было измерять. Северо-Муйский хребет в одно мгновение сдвинулся по подошве на полтора метра. Жертв не было, поэтому это не катастрофа как таковая. А жертв не было, потому что этот район вообще не был обжит, не было здесь людей. Ну, сдвинулся хребет, и бог с ним. А сейчас здесь уже живут люди...


Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200 | 2560x1440 | 2880x1800

30. Дождался поезда. Впечатляет!


Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200 | 2560x1440 | 2880x1800

31. Что такое разлом? Вот один блок земной коры, вот другой, между ними 60-70 метров. Чем заполнено это пространство? Перетертыми до дресвы породами, глиной - с наличием трещино-жильных напорных вод под таким давлением, что когда бурилась скважина с поверхности для водопонижения, они самоизливались подобно нефтяному фонтану. Мало того - они еще и термальные, до 70 градусов. Как это преодолеть? Заморозкой? Пытались на отдельных участках, на маленьких разломах. Но это - термальная вода. Там, где была холодная вода, впервые применяли горизонтальное азотное замораживание. А как быть с горячей водой? Вот тогда и перешли на химическое закрепление грунтов. И тоже методом тыка: кого только ни приглашали... А первые композиции, первые компоненты были внедрены при участии Киевского института высокомолекулярных соединений.


Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200 | 2560x1440 | 2880x1800

32. На тоннеле работало много импортной техники. Про механизированные щиты я уже написал. Еще были высокопроизводительные буровые установки сечением до 56 м² фирм Furukawa (Япония), Tamrock (Финляндия). Они использовались как раз в основном тоннеле. А для возведения железобетонной обделки использовалась механизированная опалубка фирмы Saga Kogio (Япония).


Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200 | 2560x1440 | 2880x1800

33. При проходке работы пришлось вести в самом широченном диапазоне крепости пород: от 0,6-2 до 14-18 (по Протодьяконову). Это от почти воды до крепчайшей скалы.


Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200 | 2560x1440 | 2880x1800

34. 1,5 млн.куб.м вынутого грунта, 700 тыс.куб.м монолитного бетона, 55 345 смонтированных чугунных тюбингов, 70 тыс.т металлопроката.


Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200 | 2560x1440 | 2880x1800

35. Для обеспечения основных производственных процессов применялось свыше 850 единиц оборудования.


Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200 | 2560x1440 | 2880x1800

36. Слева выработка для воздушно-тепловой занавесы. Она была построена, но из-за изменения проекта не используется по назначению.


Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200 | 2560x1440 | 2880x1800

37. Эвакуационная сбойка в транспортную штольню, совмещенная с вентсбойкой.


Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200 | 2560x1440 | 2880x1800

38. Почти вернулся к восточному порталу. Здесь смонтировано около 400 колец чугунных тюбингов. Именно где-то здесь находится один из разломов.


Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200 | 2560x1440 | 2880x1800

39. Тоннель полностью прямой. Только на восточном портале у самых ворот начинается кривая.


Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200 | 2560x1440 | 2880x1800

40. Сбойка была осуществлена 30 марта 2001 года (со стороны западного портала), при этом отклонение между осями тоннелей составило всего 69 мм по горизонтали и 36 мм по вертикали. Первый поезд по тоннелю прошёл 21 декабря 2001 года, но в постоянную эксплуатацию тоннель был принят только 5 декабря 2003 года.


41. Также в горных выработках отмечалась высокая концентрация радиоактивного газа радона (до 3000 Бк/м³, при норме радиационной безопасности на производстве дя персонала группы «А», не более 1240 Бк/м³), что приводило к переоблучению работников. Сейчас в тоннеле работает постоянная вентиляция и обстановка с радиацией нормализовалась. Для постоянного мониторинга ситуации по трассе тоннеля установлены газоанализаторы и датчики радиационного контроля. Для слежения за сейсмообстановкой в тоннеле смонтирована сеть сейсмодатчиков.


42. На строительстве произошёл ряд аварий с человеческими жертвами, общее число погибших - 57 человек (по другим данным - 31 человек).


43. Ввод в эксплуатацию Северомуйского тоннеля дал возможность безостановочного движения по БАМу тяжеловесных грузовых поездов (до 1989 г. такие составы приходилось расцеплять и перемещать через хребет по обходному пути частями). По состоянию на 2010 год время в пути на участке сократилось с 2 часов до 20-25 минут, тоннель за сутки пропускает 14-16 составов.


Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200 | 2560x1440 | 2880x1800

44. Тоннель построен силами тоннельных отрядов «БамТоннельСтроя».


Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200 | 2560x1440 | 2880x1800

Ссылки для самостоятельного изучения:
- Северомуйский тоннель
- Северомуйский тоннель
- Северомуйский тоннель
- Северомуйский тоннель
- Скафандр для тоннеля: Северо-Муйский тоннель
- Шикарный сайт ТАСС, посвященный 40-ю БАМа

Отдельное спасибо моему сопровождающему по тоннелю - Юрию Васильевичу. Его рассказ о строительстве, о эксплуатации и его терпение по время съемки было бесценно.

подземелья, Бурятия, обои, тоннель, БАМ, РЖД

Previous post Next post
Up