Строительство нового Байкальского тоннеля

Feb 20, 2015 15:19

Перевальный Байкальский тоннель пересекает одноименный хребет под седловиной перевала Даван на границе Бурятии и Иркутской области в 80 км к западу от Нижнеангарска. Его строительство началось в 1974 году.

Строительство осуществлялось тремя тоннельными отрядами: один вёл проходку с восточного портала, другой - с западного, а третий вел проходку в обе стороны от вертикального ствола диаметром 7,5 м. В ходе строительства был построен временный обход тоннеля (открыт в 1979 году) длиной 16,2 км. Сбойка между первым и третьим тоннельными отрядами состоялась 17 апреля 1980 года, между вторым и третьим - 27 октября 1980 года. Во временную эксплуатацию на тепловозной тяге тоннель был принят 29 октября 1984 года, 31 декабря 1985 года - в постоянную на электровозной тяге.

В районе тоннеля высокая сейсмическая активность - 8-9 баллов; нитка тоннеля прошла в скальных грунтах, пересекаемых многочисленными тектоническими зонами разломов. Длина тоннеля 6685,6 м, вместе со вспомогательными выработками - 7642,5 м. Тоннель однопутный.

Теперь, в связи со строительством второго пути на БАМе, потребовалось проложить вторую нитку тоннеля.



1. Остатки временного обхода на перевале.


2. Немного зимней красоты.


3. Поселок Гранитный - один из трех поселков, которые были построены для строителей. На заднем плане новая ЛЭП для питания щита.


4. Строительство ведется с Западного портала, чтобы вода вытекала самотеком из тоннеля.


5. Тоннель прокладывают современным тоннелепроходческим комплексом с железобетонной высокоточной обделкой.


6.Как и раньше, строительство осуществляет «БамТоннельСтрой».


7. Длина нового тоннеля 6682 метра. Помимо этого будут сооружены дополнительные дренажные штольни от порталов, длиной 1500 метров и 1747 метра.


8. Самое интересное там, это проходческий щит SELI-LOVAT RME - 394 SE/GS


9. Это двухщитовая машина. Т.е. она позволяет одновременно вести проходку и монтаж обделки. Подробнее читайте в этом материале.


10. Но еще интереснее, это история машины. Как написали у меня в интаграмме эту машину сделал Robbins. Далее ее купил Ловат, сделал апргрейд и на ней работала фирма SELI в Испании. Поэтому официальное название машины SELI-LOVAT.


11. Далее машина была продана в Россию и строила тоннель на Красную Поляну. Теперь вот, на БАМе...


12. Диаметр обделки 10,2 метра. Длина комплекса 123 метра.


13. Машинист щита.


14. В сутки проходится 6-10 метров. На данный момент пройдено более 550 метров.


15. Вся проходка будет осуществлена со стороны Западного портала.


16. В конце 2017 года тоннель должен быть сдан в постоянную эксплуатацию.


17. В диаметр 10 метров железнодорожный габарит укладывается с большим запасом. Это позволит избежать строительства ниш для укрытия людей и хранения оборудования. Все эти сооружения будут сделаны в самом тоннеле.


18. Через каждые 300 метров будет сбойка в существующую дренажную штольню.


19. Выдача породы осуществляется конвейером.


20. С помощью щита первая зона разлома была пройдена без каких либо проблем вообще.


21. Хотел на пути поставить дизельвоз для масштаба, но он был на техническом обслуживании. В момент съемки происходило наращивание ленты конвейера и проходка была остановлена.


22. Как вы помните из вступления, в середине тоннеля есть ствол. К нему из нового тоннеля будут пройдены две штольни длиной 232 метра каждая для устройства вентиляционного узла.


23. Портал тоннеля.


24. Шарошки для ротора. Крепость породы варьируется от 2 до 10 по шкале профессора Протодьяконова и «резцы» быстро стачиваются.


25. Действующая дренажная штольня. Из нее сейчас бурятся скважины для снятия гидростатического давления перед забоем щита. Далее будет вестись проходка сбоек.


26. Портал первого тоннеля. Как и все тоннели БАМ, его строили метростроевцы из разных городов СССР.


27. Тоннельный погрузчик.


28. Портал Байкальского тоннеля. Сижу, жду поезда.


29. БАМ.


30. А вот и локомотив!


31. Правда был без поезда.


32. И много снега вокруг. Условия для работы и жизни там очень суровые.


33. Склад блоков. Каждый весит около 10 тонн.


Огромное спасибо за организацию съемки всем сотрудникам Восточно-Сибирской железной дороги, ее пресс-службе и лично Аркадию Петшику и Роману Ринчинову.

Иркутская область, подземелья, Бурятия, тоннель, lovat, БАМ, РЖД

Previous post Next post
Up