«Повесть» о Небесном Экспрессе...
Мои краткие впечатления о перелете на борту
Boeing 737-500, регистрационный номер VP-BFB, принадлежащего первой в России экономичной авиакомпании
SkyExpress.
В начале декабря 2006 года околоавиационные круги облетела новость, что в России открылась первая лоу-кост (экономичная) авиакомпания
SkyExpress с неприлично низкими тарифами. На момент открытия в парке был только один самолет B-737-330 (VP-BBN, первый полет 19.9.1986,
послужной список ВС) и скоро, как только прилетит второй самолет, они начнут пассажирские перевозки. Пока же они предлагали зарегистрироваться на сайте и получить промокод для перелета по совсем неприлично низкому тарифу в 500 р. (это со всеми сборами-то!). Как говорят слухи, третьим, кто регистрировался на сайте, был
sturman, который напрочь положил ихнюю он-лайн регистрацию и в дальнейшем, в течении некоторого большого времени, регистроваться можно было только по телефону.
Продиктовав им по телефону свои паспортные данные, мыло и ответив на вопросы я стал ждать письма, подтверждающее регистрацию. Письмо сразу не пришло и я благополучно забыл про них. Однако, 19 января приходит новость, что таки с 29.01 они наконец-то открывают регулярные рейсы и кол-во промокодов у них ограничено. Звоню им часа в три утра узнать где мой промокод и регистрация и вообще. Выясняется, что моего мыла у них в базе нету, но можно вот прям сейчас по телефону зарегестрироваться и получить промокод. Что мы и делаем.
Через какое-то время у них открывается продажа билетов и я покупаю билет в Сочи и обратно за 1000 р. (на форумах и блогах к этому моменту во всю идет обсуждение - а где же, блядь, наёбывают-то, друзья?!) по телефону с оплатой кредиткой. Чорт, удобно! И 10 февраля в компании с
telquel вылетаем в Сочи из Внуково...
Краткая справка по самолету:
Тип: Boeing 737-5Y0
Регистрация: VP-BFB
Первый полет: 29 мая 1992 г.
Послужной список самолета -
http://rzjets.net/aircraft/search.php?type=737-5&linkid=6537¤t=on Фото кабины и немного про первый рейс -
http://hectop.livejournal.com/360436.html Рейс из Внуково утренний - вылет в 7:50. Регистрация начинается как обычно за 2 часа и заканчивается за 40 минут. Я вообще-то надеюсь, что когда-нибудь время 40 минут будет уменьшено, так как вся прелесть лоу-коста тут теряется на коротких расстояниях, но, поживем - увидим. Как самые э... ебанутые, мы приехали в аэропорт в 6:00 и я получил посадочный таллон №1. :) Попросил двадцатые ряды и место А, чтоб снимать работу механизации, вид на крыло и заход в Адлере. В итоге нам дали 22 ряд, место А и Б. Вообще, во Внуково процесс регистрации у Небесного Эксперсса поставлен просто (в отличии от того пиздеца, который был в Адлере, но об этом ниже) - приходишь на стойку, показываешь паспорт и тебе дают посадочный талон. ВСЁ! Мы были без багажа, только ручная кладь, которую даже не взвесили почему-то. До самолета пешком идти не дают, все-таки подвозят на автобусе.
Самолет очень опрятный и чистый. Видимых потертостей, потеков и прочей фигни не наблюдается.
При посадке меня удивило, что на датчиках угла атаки, что под окном КВС, были ещё надеты красные чехольчики.
Бортпроводницы доброжелательны и, как
обещали (Каждый пассажир бесплатно получит столько улыбок, сколько захочет.), колличество улыбок не ограничено. Вообще, кабинный экипаж действительно старается и это приятно видеть. Хотя некоторые ещё учатся. Из-за занавески сзади часть полета доносилась лекция что и как нажимать и крутить на кухне совмещенная с практическим занятием :)
Салон нормальный. Не изыск, конечно, но и не обшарпанный по самые уши. В общем, нормальная такая рабочая лошадка. Насчет
кожанных кресел (Для Вашего комфорта салоны всех самолетов Скай Экспресс оборудованы новыми удобными креслами с кожаной обивкой) ничего не скажу, но кресла вполне нормальные, коленками уши не прижимаешь (у меня рост 180), может по ширине чуть узковатые, но это жрать меньше надо :)
Вообще надо сказать, что у меня это первый полет на 737 (Был перелет в пятилетнем возрасте из Луанды на о. Сан-Томе, но я не помню да и не знал тогда, на чем летели. Вариант тут либо 377-200 или вообще 727) в сознательном возрасте. Я не ожидал насколько это самолет маленький. Особенно после 154 и А-310. :)
Загружаемся на борт, я бодро дохожу до 22-го ряда и выясняю, что он последний, а бортпроводница радостно говорит, что на нем сидеть нельзя, так как не откидываются спинки (?) и нету спасательных жилетов под этим рядом:
- а как быть, мне вот посадочный талон дали на это место.
- да садитесь на 21 ряд.
Я быстро кидаю взгляд на 21ряд и вижу, что иллюминатор расположен неудобно:
- а можно на 20 ряд сесть, как у вас с заполняемостью? - при полете туда самолет был не полный, последние ряды были вполне свободные, а вот обратно летели битком.
- да ради бога, садитесь.
В итоге мы расположились на 20 ряду. На 21 ряду, за нами, на трех креслах развалился какой-то пьяный мужик в уже совсем готовом состоянии. Перед взлетом бортпроводники так и не смогли его разбудить что бы застегнуть ему ремень . Только спинку кресла вертикально поставили. Народ потихоньку расселся, распихал вещи и... и ничего. Мы вылетели с опозданием на 40 минут примерно. Некоторые пассажиры, которые всегда все знают, говорили, что у ЭХ (код перевозчика Небесного Экспресса) всегда опоздания. Милые бортпроводницы уверяли, что это вот сегодня такая лажа со снегом и вообще. Имхо, в общем-то они были правы. Погода была не фонтан, нас долго обрабатывали жидкостью против обледенения. Хотя, вот на посадку в самолет, имхо, мы пошли все же поздновато.
Во время посадки КВС что-то невнятно пробубнил по громкой связи и в дальнейшем сказал только перед касанием, чтоб кабиный экипаж приготовился к ней. А все остальные объявления делала начальник кабинного экипажа - Татьяна. Очень долго распинались о том, то это первая в Росии экономичная авиакомпания, про услуги на борту, про доброжелательных бортпроводников, про то как с нами хорошо всем летать и т.д. Отдельно было отмечено, что «СкайЭксперсс - самая демократичная авиакомпания». Добавлю от себя - пиздите, товарищи, но об этом опять же чуть ниже.
Ладно, нас облили жидкостью, мы запустились и покатились на ВПП. Исполнительный, короткая остановка, взлетный, отрыв. Ух, какой он шустрый на тангаж-то! Я не знаю, сколько там было градусов (насколько я помню из документации - 15), но я был весьма впечатлен. Мы быстренько вошли в облака и потом долго и нудно набирали эшелон. У нас в любом обществе найдется мудила, которому больше всех надо и который знает лучше всего что и как. Через минут пять после взлета парочка леммингов потопала в сортир. Первый успел попасть, но после его выхода сортир был закрыт. Второй повозбухал, но успокоился и сел рядом. Минут через 5 ещё нашлась парочка леммингов, но уперлась в закрытую дверь. Тут второй, который сидел (я могу путать, но кажется это он был) решил пойти качать права бортпроводникам: «а какого хрена мне поссать не дают, а какого хрена так долго не взлетали, а какого хрена вообще!» Доводы, что на время взлета и посадки сортир закрыт, что это ради вашей безопастности, да и потом: «случись что с тобой там, а нам потом сидеть» на него, естественно, никакого эффекта не произвели. Хорошо, что в кабинном экипаже был парень и он под конец в довольно грубой форме высказал пассажиру кто он такой и что ему надо делать; и что ему положить с прибором на твои жалобы, которые ты потом будешь писать. Как ни странно, посылание на хер матом возымело действие и пакс успокоился до набора эшелона. Конечно, тут можно типа возразить, как же вот так, нагрубили клиенту, о боже мой, убили кенни! Но если пакс мудак, поддатый и уже лезет драться - то надо срать на вежливость и уже думать о безопастности полета вообще. Т.е. успокоить данного лемминга любым доступным способом.
Долго иль коротко мы набрали эшелон, нам раздали
меню и начали продавать еду. Жратва вполне нормальная, правда чай был ниже средней паршивости. А так все вполне съедобно. Да, помимо кухни на борту есть ещё СкайМаркет - минимагазинчик. В нем можно купить ДВД, сувениры, журналы/газеты и прочую мелкую поебень, нужную и не очень в хозяйстве.
Весь полет я снимал виды в окно, особо не пряча камеру (отдельное спасибо
telquel за EF 24-70 2.8L) и уже на снижении мила бортпроводница Аня говорит мне, а вот нельзя у нас снимать. Я удивленно приподнял бровь: «Да? Правда? Да что вы говорите?» После замечания она ушла по своим делам готовится к посадке, а я продолжил снимать красивейший заход в Адлере. Садились мы на короткую полосу (так как основная полоса закрыта на ремонт и удлинение - её готовят к приему B-747), которая вдоль р. Мзымты - чорт, это охрененно красиво!
Мягкое касание, реверс и очень интенсивное торможение - полоса весьма короткая. Перед выходом я спрашиваю у бортпроводницы, а чем вы руководствовались, делая мне замечание по поводу фотосъемки? В правилах перевозки (
здесь и
здесь) про фотосъемку нет ни слова. О чем я ей и сказал, что на сайте у вас ничего не написано. Как и следовало ожидать, внятного ответа я от неё не добился, да и боюсь нету его вообще. Раз не запрещено - то разрешено.
Аргумент про помехи навигационному оборудованию отметаю сразу. Господа, мы уже живем в 21 веке, где этого самого электромагнитного излучения дохренища и оборудование самолета делается в расчете на куда большие электромагнитные возмущения, чем работающая камера. Да и потом, зайдите на тот же
http://www.airliners.net/, где гигабайты фотографий, снятых как и из кабины на всех фазах полета, так и из салона. Причем снимают пассажиры, летчики, бортпроводники, наземный персонал и т.д. Во всем мире электромагнитное излучение не действует на самолет, а в России действует? Бред, же. В новых арбуазх ноут чуть ли не штатное оснащение кабины - на нем считаю центровку, загрузку, подтверждают план и смотря документацию, если надо. В общем, я считаю, что:
1. Это ещё совковые пережитки, как бы чего да и мало ли что.
2. И пока рано вам, друзья, называется «самой демократичной авиакомпанией». Не дотягиваете, да... :)
В Адлере, кстати, новые автобусы. Старые
скотовозки убрали и заменили на лиазовские низкопольники.
Фото с Красной поляны и Черного моря я, надеюсь, выложу чуть позже, а пока про обратный перелет. Вылетами мы вечерним рейсом. В аэропорт приехали, когда регистрация шла уже минут 15 примерно. И тут началось, блядь, шоу. Вообще, Адлер - наверно один из самых ебанутых аэропортов. Дело в том, что спецконтроль там проходится до регистрации! Что весьма сильно снижает безопасность (вот что мешает ледоруб, например, который надо везти в багаже, после спецконтроля переложить в ручную кладь?) и осложняет жизнь вообще. Ну да ладно, вернемся к нашему ЭХ. :)
Заходим мы в третий павильон и видим, что в углу сидит тетка, рядом с дверкой на спецконтроль. И все к ней подходят. Мы тоже подходим и... Все сидят? Это хорошо. У тетки на столе бумажка А4 на которой от руки шариковой ручкой написан список всех пассажиров! Бля и это при прогрессе и компах и прочих радостях жизни. Ебануться. Список из 133 паксов. Часть ФИО написана по русски, а часть латиницей. Она находит наши ФИО в списке, отмечает галочкой (я тут уже бьюсь в истерике просто) и мы топаем на контроль. Там Серегу пропускают, а меня нет, так как у него в распечатке билета есть паспортные данные, а у меня нету. На мое замечание, что сюда я же как-то долетел, тетка на контроле отвечает, что ничего не знает и отправляет обратно к тетке со списком. Подхожу и вижу замечательную картину: тетка берет очередной паспорт, ставит галочку в списке, потом берет бланк из стопки и заполняет от руки ФИО и номер паспорта. Пока тоже самое делается со мной, я её спрашиваю, что это вот нормально все? «НЕТ! Не нормально! Я уже опухла от руки писать это все! Это из-за того, что во Внуково вы идете на спецконтроль уже с посадочным талоном, а тут на спецконтроль вы приходите только с паспортом, так как билет электронный. Как мне все это надоело!..» - получаю я развернутый монолог про прелести Адлеровского аэропорта. С этой бумажкой я снова на контроле:
- Вот, смотрите, у меня ещё бумажка появилась. Вас она удовлетворит?
Тетки на контроле рассматривают новую бумажку и тихо ржут. Но штам ставят.
- Я вообще немного удивлен от такой системы - высказываю им свое имхо
- Да мы сами офигеваем от этого рейса - бодро отвечают они.
Далее взвесь ручной клади, регистрация на рейс, накопитель и нас везут к самолету. Улетаем на том же VP-BFB, только экипаж другой. Выходим из автобуса и стоим организованной толпой перед трапом. Я в этот момент достаю камеру (ну как же не снять-то?!) и делаю несколько кадров борта, причем особо не скрываясь.
Какой-то парень с камерой наглеет в особой форме и отходит довольно далека за хвост, чтоб сделать особо красивый вид. Его тут же скручивает САБ и заставляет удалить кадры. Вот, сцуки! Меня они либо не заметили, либо я не наглел особо.
Быстро пакуемся в самолет. Народ пытается свою весьма объемную ручную кладь затолкать в полку...
КВС, помоему вообще ничего не говорил. Пилотов и кабинный экипаж представляет бортпроводница. Стандартная речь про средства спасения и просьбу выключить мобилы, ноуты и фото-видеокамеры и телега про навигационное оборудование. Ну, что я по этому поводу думаю - я уже выше написал. Повторять не буду. Взлет я, естественно, снимал, но было уже темновато и не все получилось. Буксироваться начали с 10 минутным опозданием и вообще, вся предполетная подготовка прошла быстро. Раз-два, запустились, заняли исполнительный, взлётный и мы в небе. Очень был неприятно удивлен работой САРД (Система Автоматического Регулирования Давления). Я могу ошибаться в названии, но на Ту-154 она так называется. Охрененно закладывало уши. Но, насколько я понимаю, это особенность вообще 737 серии бобиков. Далее 1,5 часа полета и очень красивый заход над пригородами Москвы. Погода была идельная и видно очень хорошо - ночной заход это нечто фантастическое! Сели с легким козлом, но вполне мягко.
«Уважаемые пассажиры, обслуживать вас было не только честью, но и большим удовольствием для нашей авиакомпании!» - на прощанье сказала бортроводница и полет был закончен.
И вам спасибо за вашу авиакомпанию, что тут ещё можно сказать. Если подводить краткие выводы, то:
1. Небесный Эксперсс - молодцы одназначно. За общую политику цен, за электронные билеты и вообще.
2. Надеюсь косяк с фотосъемкой у них отомрет нахуй, ибо звучит все это уже бредом. Вот только из-за него ставлю оценку 4 из 5.
3. Отдельный респект за летающего чувака на киле. Зачет.
4. Аэропорту Адлеру луч ненависти и диареи. Более долбоебического аэропорта, имхо, нету. Надеюсь, в новом терминале спецконтроль будет после регистрации, как и везде.
Спасибо вам, дорогие друзья, что дочитали этот поток сознания! :)
ps: ещё советую вот это прочитать -
весьма позновательно