В центральных горах Дагестана при слиянии Аварского и Андийского Койсу образуется бурная и стремительная река Сулак. Это одна из крупных речных систем Дагестана общей протяженностью 144 км. В 1954 г. в Кизилюртовском районе «СулакГЭСстрой» Минэнерго СССР развернул подготовительные работы по строительству первой на этой реке гидроэлектростанции. Уже в декабре 1955 года была возведена первая перемычка на р. Сулак, началась разработка котлованов и грунта, а в 1958 г. завершилось строительство здания ГЭС и всей совокупности сооружений, осуществляющих подвод и отвод воды к станционному узлу ГЭС. После этого началось возведение насыпной плотины, и в марте 1959 года река Сулак была перекрыта.
22 декабря этого года исполнится ровно 50 лет со дня пуска в эксплуатацию Чирюртской ГЭС-1. В тот далекий день 1961 года запуск станции осуществил дежурный инженер Зубаир Магомедов, который впоследствии на протяжении 37 лет возглавлял Каскад Чирюртских ГЭС.
В ноябре по приглашению Дагестанского филиала «РусГидро» я в компании с
gelio-nsk,
chistoprudov и
4044415 посетил некоторые гидроэлектростанции этого региона.
В состав комплекса Чирюртских ГЭС входят 3 электростанции: Чирюртская ГЭС-1, Чирюртская ГЭС-2 и Гельбахская ГЭС (Чирюртская ГЭС-3). Комплекс является нижней ступенью Сулакского каскада. В этом посте я вам покажу первые две станции. А в следующих вы увидете описание водозабора Чирюртских ГЭС с Гельбахской станцией. А так же другие гидроэлектростанции каскада: Миатлинская и Чиркейская.
49 фотографий, общий вес 10,4 мегабайт
1. Знакомство со станцией мы начнем с генплана, который был разработан Бакинским отделением «Гидропроекта». За 50 лет, конечно, многое изменилось, но основные сооружения остались те же.
Впрочем, вы сами можете сравнить с космоснимком.
Нажмите для увеличения
2. Рядом находится музей, где можно увидеть макеты ГЭС, а также различные исторические фотографии и документы. На фото - фрагмент макета строительства Гергебильской ГЭС.
3. Немного исторических фотографий из музея ГЭС. Монтаж гидроагрегатов.
4. Строительство здания ГЭС.
5. Наше посещение станции началось с диспетчерской. Сейчас, в преддверии юбилея, здание находится на косметическом ремонте, поэтому внутри все заставлено лесами. Проходим обязательный инструктаж по технике безопасности. Потом, снимая шарф с шеи, я одновременно снял ремень фотокамеры, которая, звонко звеня стеклами, запрыгала по кафельному полу. "Ой, #*&%@, - подумал я, - у меня появилась новая подставка для карандашей", - судя по звуку, высыпались все линзы из объектива.
Однако же был снова разбит защитный фильтр!
6. Гамзата Исакова можно с уверенностью назвать потомственным крановщиком. Начав работу в Каскаде Сулакских ГЭС в 1995 году стропальщиком, сейчас он является машинистом мостовых и козловых кранов. А его отец также работал машинистом кранов в компании КаспийСГЭМ.
7. В здании ГЭС установлено 2 поворотно-лопастных гидроагрегата мощностью по 36 МВт, работающих при расчётном напоре 42,5 м.
8. В ближайшее время начнется программа комплексной модернизации станции.
9. В машинном зале Чирюртской ГЭС-1 установлен мостовой кран грузоподъёмностью 150/30 тн (два гака: 150 тн - главный подъем и 30 тн - вспомогательный), предназначенный для обслуживания оборудования машинного зала, а именно - переноса тяжёлых деталей гидроагрегата на монтажную площадку при ремонте.
10. Эстетическая красота старого оборудования.
11. ГЭС сыграла большую роль в развитии промышленности Дагестана.
12. Спускаемся в дебри технических помещений.
13. Вал, соединяющий рабочее колесо и генератор. Он имеет длину 3,6 метра, диаметр - 0,6 метра и вращается со скоростью 187 оборотов в минуту. Дима
chistoprudov в кадре для масштаба.
14. В этих трубах находится турбинное масло.
15.
16. Самое ценное на станциях - это люди, которые там работают и которые нас встречали и организовывали поездку. Большое вам спасибо за интереснейшие впечатления!
17. Аккумуляторная.
18. Отводящий канал станции. Впереди два моста (старый, уже неиспользуемый, и новый) федеральной трассы «Кавказ».
19. Здание ГЭС и ОРУ (Открытое распределительное устройство).
20. ГЭС построена по плотинно-деривационной схеме.
21. ОРУ.
22. Диму забыли в запретной зоне. Он немного опечален этим :)
23. Эти тросы протянули специально для гидроизмерений, выполняемых в свое время по заказу какой-то исследовательской организацией. На трос навешивалось специальное оборудование, которое опускалось в воду и брало показания, по которым, в свою очередь, определялся расход воды через турбины.
24. Металлические турбинные водоводы диаметром 5,4 метра. Справа находится грязеспуск.
25. Вид на станцию после открытия.
26. Современный вид. На трубах в нижнем левом углу можно увидеть хитрое соединение - это телескопический шов, который компенсирует температурные расширения водоводов.
27. Запорное устройство на козловом кране, который стоит на напорно-станционном узле.
28. Вода к узлу подводится по деривационному каналу длиной 3458 м, шириной по дну - 7 м и глубиной - 8,8 м, рассчитанного на расход 200 м³/сек.
29. Напорно-станционный узел.
30. Чирюртская ГЭС-1.
31. Звезда на кране. Раньше она подсвечивалась.
32. Слава
gelio-nsk.
33. Козловой кран водозабора.
34. На отводящем канале ГЭС-1 находится вторая станция, которая имеет собственное имя - «Пионер Дагестана».
Есть две легенды, почему Пионер:
Из книги Шахрудина Шамхалова «Дагестан: моя любовь и судьба», глава 6 «С чего начинался каскад». (Махачкала, Дагестанское книжное издательство, 1998 г.):
«В ходе возведения Чирюртовской ГЭС по инициативе строителей параллельно взялись еще за одну гидростанцию - «Пионер Дагестана». Интересно, как пионеры «пробили» агрегат для нее. Оборудование для малых ГЭС не выпускалось, но мы послали группу пионеров и комсомольцев на Украину, там они побывали на Харьковском заводе электротурбин и уговорили комсомольцев завода собрать для Дагестана уникальные агрегаты. Вскоре из Харькова пришла телеграмма с указанием стоимости этих агрегатов и необходимостью подтвердить согласие. Я дал команду перечислить деньги. Так был решен вопрос строительства еще одной ГЭС - «спутника» Чирюртовской ГЭС. Все юные энтузиасты были поощрены и отправлены в лучшие пионерские лагеря страны».
Вторая легенда, рассказанная работниками станции, состоит в том, что металлолом, собранный пионерами, был использован для изготовления гидроагрегата.
35. Сейчас станция находится на ремонте - идет текущий ремонт гидроагрегата и бетонной облицовки отводящего канала.
36. Подводные сооружения отводящего канала, которые обычно не видны.
37. Мощность ГЭС - 9 МВт. В здании установлен один поворотно-лопастной гидроагрегат, работающий при расчётном напоре 7 м. На нем вы можете увидеть номер «3» - это единая нумерация с ГЭС-1.
38. В конце 2008 года на ГЭС был проведен расширенный капитальный ремонт. В частности, были заменены статор гидрогенератора и его система возбуждения, а также изменена форма отсасывающей трубы.
39. Углублён, очищен и отремонтирован отводящий канал, что привело к увеличению рабочей мощности ГЭС на 2 МВт.
40. Ах, какие показометры.
41. Дима залез внутрь гидроагрегата.
42. Какие-то показометры снова. Их там много.
43. Цилиндр снизу - это привод лопаток направляющего аппарата.
44. Али Магомедов, начальник гидротехнического участка.
45. Работы в канале.
46. Дима около отсасывающих труб гидроагрегата.
47. И это какая-то маленькая ГЭС! А каков масштаб! Кстати, тут применен интересный водосброс - боковой, совмещенный со зданием ГЭС.
48. Странные купола наверху. Как оказалось, из-за малого здания ГЭС весь ремонт осуществляется на улице: вытащенные агрегаты накрывают вот этими шатрами и все работы ведутся внутри.
49. Козловой кран станции и трансформатор.
Огромное спасибо Дагестанскому филиалу РусГидро за приглашение и лично Патимат за организацию поездки.
Много исторических фотографий вы можете найти у
4044415:
http://4044415.livejournal.com/85768.html