Увы, со времени написания
поста прошло много событий. Во первых, нашлись фото нескольких Верблюдов, ранее не известных мне и были написаны дополнительные посты (
1,
2,
3, ). Но самое обидное, что на днях прекратил существование сайт Russianplanes ( хотя пару дней назад переписывался с одним из админов ;( и ничто не предвещало такого конца). Как следствие, пропали снимки с этого сайта, плюс конская политика Фотобакета, вдруг резко захотевшего денег и проблемы с большим количеством постов у меня в журнале. Начинаю восстанавливать. На этот раз, да простят меня правообладатели, все фото скачаны на яндекс фотки (они пока не столь жадны). Посты про Верблюды объединены ( тем более об этом меня попросили френды :)
Омск Советский был серьезным оборонным центром. В разное время здесь строились истребители (Як-9), бомбардировщики (Ту-2,Ил-28), танки (от 34-к до 80-к и огнеметных "Буратин").
Но строились здесь и серьезные вещи гражданского характера. Например, один из первых гражданских реактивных самолетов Ту-104.
(по кодификации НАТО: Camel - «Верблюд») - первый советский реактивный пассажирский самолёт.
В период с 1956 года, после приостановки по техническим причинам полётов британского реактивного авиалайнера «Комета», до октября 1958 года, когда был введён в коммерческую эксплуатацию американский реактивный авиалайнер Boeing 707, Ту-104 был единственным эксплуатирующимся реактивным авиалайнером в мире.
Официальное постановление Совета Министров о проектировании реактивного пассажирского самолёта в КБ Туполева вышло 11 июня 1954 года, хотя работы велись и раньше. Ещё при создании бомбардировщика Ту-16 были созданы и первые наброски будущего реактивного пассажирского лайнера. К 1952-53 годам были подготовлены и чертежи. Проект получил рабочее название Ту-2АМ-3-200. Будущий лайнер получил индекс 104. К слову все дальнейшие серийные пассажирские самолёты ОКБ Туполева получали трехзначные индексы с четвёркой на конце. Ту-104 проектировался на основе ранее производимого дальнего бомбардировщика Ту-16. Использовались его крыло, хвостовое оперение, гондолы двигателей и шасси. Для Ту-104 был увеличен диаметр фюзеляжа и крыло было перемещено в низ фюзеляжа. Именно поэтому разработка самолёта подобного типа заняла столь короткий срок.Первый полёт Ту-104 совершил 17 июня 1955;года. 5 ноября в воздух поднялся первый серийный самолёт, построенный на Харьковском авиазаводе (УССР). В 1956 году Советскому Союзу удалось поразить западный мир, когда во время визита первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва в Лондон, туда же прилетели три ТУ-104 (СССР-Л5400, СССР-Л5412, СССР-Л5413). 15 сентября 1956 года Ту-104 совершил первый регулярный рейс по маршруту Москва - Омск - Иркутск.
Всего было выпущено 201 шт. самолетов. Из них 59 на Омском заводе № 166.
Судьба многих Омский 104-х была зачастую очень драматична, и кстати именно их судьба позволяла в последствии сделать 104-е более надежными.
Первый Омский 104-й имел заводской номер:
66600101 бортовой СССР-Л5419 (позже 42325) в эксплуатации находился с 13 октября 1956 г. до 25 марта 1961 г.
12 июля 1957 года сибирские летчики выполнили первый регулярный рейс на ТУ-104 по маршруту Новосибирск- Свердловск - Внуково. Бортовой CCCP-42325 был назначен, но не наносился! Борт был перекрашен и имел этот бортовой для съемок в фильме.
Позже передан как учебный в Ульяновск, предположительно утилизирован в районе 65 года.
66600102 Бортовой №: СССР-Л5420 (потом СССР-42326) был экспериментальным, салон на 50 пасс. Ту-104ЛЛ был оборудован длинным носовым обтекателем.
Использовался учебным центром в Новосибирске, затем летал в Пулковском отряде, с 65-го по 2014 КБ Микояна-Гуревича
66600201 Бортовой №: СССР-Л5421 (затем СССР-42327) ГосНИИ ГА МГА затем Иркутский авиаотряд
Летал с 56-го по 76-й год. Салон на 70 пасс, далее на 85 пасс.
С апреля 1957 года базировался в Иркутске. В сентябре 1957 года на данном борту было поставлено несколько мировых рекордов.
9 февраля 1976 года
разрушился при взлёте из а/п Иркутска. В этом инциденте также был повреждён Ту-154 P-551 авиакомпании Air Koryo.
66600202 Бортовой №: СССР-Л5422 (затем СССР-42328) Летал с февраля 57 до конца 60-го. Сначала Новосибирский, а затем Рижский учебные центры. Салон на 50 пасс.
Сгорел в конце 80х, кабина сохранена в латвийском музее авиации.
76600203 Бортовой №: СССР-Л5423 (затем СССР-42329)
Летал с 57-го по 77-й.Салон на 50 пассажиров.
Передан в в/ч 15585 МО СССР (ВМФ) по решению СМ СССР №2476РС от 28/8/1961 (№010п от 6/10/1961).
Принадлежал отряду управления 57 МРАД
с 77-го был на хранении в Белоруссии. В 90-х утилизирован.
76600301 Бортовой №: СССР-Л5424 (затем СССР-42330) Модификация Ту-104Ш (с 61-го года)
Передан в в/ч 15585 МО СССР по решению СМ СССР №2476РС от 28/8/1961 (№010п от 6/10/1961).
В 1961 был конвертирован в Ту-104Ш (для штурманов Ту-16К-10) и передан в ВМФ СССР. Числился за отрядом управления 143 МРАД ВВС КТОФ. С начала 1970 использовался для пассажирских перевозок. Был списан в 1981 году. После был поставлен в Монгохто. Порезан в 1994 году после пожара.
76600302 Бортовой №: (без номера) Ту-107 прототип советского военного транспортного самолёта, основанного на базе Ту-104. Особенностью самолёта была погрузочная аппарель и он предназначался для транспортировки легких машин, артиллерийских установок или до 70 парашютистов. Единственный прототип был успешно протестирован, но так и не поступил в серийное производство.
Тактический транспортный самолет. Эксплуатантом являлись ВВС СССР. Произведен в 1958 году. Заводские испытания начались в сентябре 1958 года. С лета 1959 года по весну 1960 года проходил испытания НИИ ВВС. Позже передан в в/ч 45011 в ВДВ (г. Рязань). В конце сентября 1965 года участвовал в установление мировых рекордов по парашютному спорту в г. Саратове. Установлено 13 мировых рекордов. Долгое время простоял на территории УАТБ Рязанского училища. Списан и утилизирован в конце 80х.
76600303 Бортовой №: СССР-Л5425 (СССР-42331) Эксплуатантом являлась Восточно-Сибирское территориальное управление Аэрофлота. Зарегистрирован 10 марта 1960 года как СССР-42331. Эксплуатантом являлось МАП (ЛИИ им. Громова). Передан в Аэрофлот 30 сентября 1964 года.
Позже был передан в Ульяновскую ШВЛП. Позже был передан в ВС СССР, где эксплуатировался как штабной самолет. Эксплуатировался до февраля 1981 года. Один из немногих долго эксплуатировавшихся Ту-104.
76600401 Бортовой №: СССР-Л5427 (СССР-42333)
Летал с 57-го по 77-й до 62-го Внуковский авиаотряд, затем Иркутский.
76600402 Бортовой №: СССР-Л5426 (СССР-42332)
С 57-го по 61-й Иркутский и Хабаровский авиаотряды
Салон на 50 пассажиров.
Передан в в/ч 15585 МО СССР по решению СМ СССР №2476РС от 28/8/1961 (№010п от 6/10/1961).
Разбился в 1981 при взлете с аэродрома Пушкин с высшим командованием Тихоокеанского флота, в том числе - главкомом Э.Спиридоновым. Именно после этого 104-е вывели из эксплуатации. (Самолет на последнем фото, скорее всего несет чужой номер)
76600403 Бортовой №: СССР-Л5428 (СССР-42334)
Салон на 70 пассажиров, был переделан на 100 пассажиров. Иркутский отряд. списан в 77-году
Фото модельки Ту-104Б (а не Ту-104А), но с тем же регистрационным номером :)
76600501 Бортовой №: СССР-Л5429 (СССР-42335 )
Летал с 57-го по 76-й. Салон на 70 пассажиров, был переделан на 85. Иркутский отряд.
Взлетал из аэропорта Читы с перегрузкой 5 тонн и врезался в железнодорожную насыпь, раскололся надвое. Погибших нет.
76600502 Бортовой №: СССР-Л5430 (СССР-42336)
Летал с 57-го по 77-й. Салон на 70 пассажиров, был переделан на 85 пассажиров. Иркутский отряд.
76600503 Бортовой №: OK-LDA
с 57-го по 73-й Чехословацкие авиалинии. с 73-го на хранении.
Первый Ту-104 CSA. Получил имя 'Praha'.
Первый коммерческий рейс совершил 9 декабря 1957 года, последний - 14 сентября 1973 года в Kbely, стал музейным экспонатом.
В мае 2008 отреставрирован, в идеальном состоянии.
76600601 Бортовой №: OK-LDB
Летал с 57-го по 63-й
Второй Ту-104 CSA. Получил имя 'Bratislava'.
16.3.63 сгорел в Бомбее при заправке.
76600602 Бортовой №: OK-LDC
Летал с 57-го по 74-й
Третий Ту-104 CSA. Получил имя 'Brno'.
В 1975 году получил фейковую регистрацию CCCP-87786 и был перекрашен в цвета Аэрофлота для съемок в фильме, после - снова покрашен в цвета CSA. До 1992 года на хранении в Touzim, использовался, как ресторан. В 1992 году демонтирован. С 1994 года снова в качестве ресторана стоял в Usti nad Labem. В июле 1999 года опять демонтирован и перевезен в Petrovice недалеко от чешско-германской границы, где был отреставрирован и получил стикеры 'Air Restaurant' и 'Coca-Cola'. Находится в хорошем состоянии.
76600603 Бортовой №: СССР-Л5431 (СССР-42337)
Летал с 580го по 78-й. Салон на 70 пассажиров, был переделан на 100 пассажиров. Иркутский отряд.
86600701 Бортовой №: СССР-Л5432 (СССР-42338)
С 58-го по 62-й Внуковский отряд. С 63-по 65 Егорьевское училище ГА. Салон на 70 пасс.
В 1962/63 годах - экспонат на ВДНХ.(На авиафоруме указано, что нумерация сменилась в июле 62-го, на паствью утверждают что фото могло делаться в 61-м, на сайте ВДНХ упоминается, что 104 появился в 62-м)
Далее передан в Егорьевск.
86600702 Бортовой №: СССР-Л5433 (СССР-42339)
Летал с 58-го по 78-й.Салон на 70 пассажиров, был переделан на 85 пассажиров.
Ташкентский,Хабаровский,Иркутский отряды
86600703 Бортовой №: СССР-Л5453 (СССР-42353)
Летал с 58-го по 76-й.Салон на 70 пассажиров.
Внуковский, Ленинградский, Хабаровский отряды.
Обратите внимание на специальные трапы для Ту-104
86600801 Бортовой №: СССР-Л5458 (СССР-42354)
Летал с 58-го по 78-й. Салон на 70 пассажиров, был переделан на 100 пассажиров.Хабаровский, Тбилисский,Одесский отряды
Первый Ту-104, базировавшийся в Хабаровске.
С 78-го по 94-й памятник в Донецке. Утилизирован.
86600802 Бортовой №: СССР-42356
Летал с 58-го по 77-й. Салон на 70 пассажиров, был переделан на 85 пассажиров.
До 67-го Отдельный правительственный отряд, затем Хабаровский.
86600803 Бортовой №: СССР-42357
Летал с 58-го по 61-й. Салон на 70 пассажиров.
Выкатился за пределы полосы во Владивостоке и столкнулся с забором. Внуковский правительственный отряд.
86600901 Бортовой №: СССР-42358
Салон на 70 пассажиров, был переделан на 85 пассажиров.
86600901 Бортовой №: СССР-42359
Салон на 70 пассажиров, был переделан на 85 пассажиров.
86600903 Бортовой №: СССР-42360
Летал с 58-го по 77-й. Салон на 70 пассажиров, был переделан на 100 пассажиров. Ташкент затем Хабаровский отряд.
86601001 Бортовой №: СССР-42361
Летал с 58-го по 78-й. Салон на 70 пассажиров, был переделан на 100 пассажиров.
Был сохранен как памятник в Конотопе. Последний полёт самолёта был в июне 1978 г. с посадкой на аэродроме Конотоп. После развала СССР был даже перекрашен. Были закрашены бортовой номер, символика Аэрофлота. Красный флаг был перекрашен в жёлто-голубой. В 1998 году в результате поджога выгорела верхняя часть фюзеляжа, после чего самолёт был порезан. Внуковский правительственный отряд (до 70-го года), Одесский отряд.
Продолжение следует..