Вся жизнь - театр (акт второй)

Oct 19, 2013 16:52

На уроках литературы в начальной школе - играть  в литературу.
В прямом смысле - как играют артисты на сцене. Играть литературный текст.

Раз в две недели, по пятницам - когда усталость накопилась и хочется сделать выдох - дети делают маленький спектакль. Это громко сказано, спектакль. Они  показывают - играют - то, что прочитали на уроках чтения. Стихи, сказки, рассказы, пьесы.



Дети готовы играть всё что угодно. С простейшими декорациями или без. После небольшой репетиции или с налета. Но обязательно, чтобы были зрители - человек десять хотя бы. И аплодисменты.

Играют все. Не было случая, чтобы кто-то капризничал и боялся выйти на сцену. Дело настолько простое и ясное - как игра в салки. Кто боится играть в салки?

Уговаривать не надо. Нужны костюмы и декорации - вот бумага и  краски. Не хватает - из дома принесем. Нужно выучить текст наизусть (вот она зубная боль начальной школы - учить наизусть) - лишь бы меня взяли на эту роль!

В автобусе по утрам читают (школа за городом и возим детей на автобусе), и не из-за страха, что учитель ругаться будет - мы делаем спектакль!

Техника чтения, выразительность, выучивание стихов наизусть, обязательное  домашнеео задание - этих проблем больше нет. Всё это - элементы Игры. Мелкие и незаметные.

Нравится - не то слово.
Радость! Радость от того, что я смог, что получилось, что «мне хлопали»!
После спектакля  прогулка на свежем воздухе на час, потому что спектакль  - это сильный эмоциональный взрыв. Собственно, то,  чего Школе обычно не хватает - взрыва  эмоций.

И это чувство радости - удовольствия - на физиологическом уровне  закрепляется в сознании ребенка, как нечто,  связанное с книгой.

Не ремень и  не пятерка - а удовольствие - вот он, «условный рефлекс» на чтение, выработанный в первом классе.  Можно надеяться, надолго.

Дать возможность ребенку наиграться вдоволь - другой задачи у начальной школы нет.
Наиграться вдоволь - это необходимо для душевного здоровья человека.
Для ощущения полноты жизни - того, что называют словом «счастье».

И если глаза светятся и он подпрыгивает от радости - это аргумент, единственный и достаточный. Больше доказательств не надо.

Но если и этого мало, если беспокоят серьезные вещи: «развитие мышления», «понимание литературы», «умение анализировать текст», если не дает покоя с первого класса вопрос:   «А когда их будут учить писать сочинения?» - что ж, давайте говорить не о физиологическом удовольствии, а о мышлении и понимании.
Previous post Next post
Up