По сути, мораль - это неписанные правила, следование которым обязательно вне зависимости от внешних обстоятельств, выгод или перспектив. Цель морали - сохранение присущего от рождения достоинства.
Проблема России не частные истины коллективов, а аморальность как таковая, выражаемая в том, что какие-то нормы и обязательства существуют только по отношению к «своим».
Другой особенностью является преимущественно групповое формирование отношения к индивиду. Открытое обсуждение впечатлений об индивиде может не восприниматься как пересуживание или сплетня, поскольку преследует цель формирования группого впечатления и тем самым подчеркивает примат группы на формирование мнения и отказ индивида от права на собственное.
Иными словами, межперсональные отношения, личное положение индивида в группе определяются общегрупповым контекстом и степенью зависимости или независимости индивида от этого самого контекста. Право на игнорирование контекста зависит от авторитета члена группы.
«Разочарование» контекса наступает, если поведение не соответствует ожиданиям группы, оценивающей свое коллективное решение как «лучшее». Индивидуальные действия воспринимаются как вызов и опасность, поскольку нет представлений об объективно существующих принципах или нормах поведения, распространяющихся на неограниченный круг людей. Ожидается объяснительная работа по «изменению» контекста, поскольку действует установка о взаимной зависимости индивида и группы.
Таким образом, несмотря на частные исключения, в целом, русское общество аморально, поскольку центральным стандартом является поведение исходя из обстоятельств контекста, реальное или воображаемое содержание которого может и независеть от индивида. Распространенные поведенческие парадигмы: "ты так - и я тоже"; "ах, ты так - тогда вот тебе".
Индикатором аморальности есть общее отношение к такому понятию как «репутация». Как и в случае большинства заимствованных понятий, в России пытаются воспроизвести действие «репутации», однако, большей частью, в негативном стиле: «навешивание ярлыков», «ставить крест» и т.д.
Ссылка на исходную публикацию в этой серии.