На восприятие порядка со стороны русских откладывает свой отпечаток как те деятельностные и общественные установки, указанные
вначале, так и групповые частные истины и полихронное восприятие времени.
Принципы временного планирования деятельности в России также заимствованы, как и понятие репутации. Необходимость соприкосновения с западноевропейским восприятием времени, а также личное знакомство с результативностью деятельностных характеристик «запада», дают повод для инкорпорирования западных практик в свою жизнь, однако, естественные культурные инстинкты остаются в подсознании русских неизменяемыми, что делает заимствования инструментальными и поверхностными.
Таким образом, часто можно наблюдать, когда декларируемый «порядок», только имеет черты сходства с «западными» лекалами и остается на бумаге, а реальность имеет все черты присущего русским fluid time. Причина лежит как в полихронности, так и в доминировании эмоциональных установок, настроений, желаний. Важными признаются чувствования и настроения. Принятое в западной культуре отношение к пунктуальности как к проявлению вежливости, в русской среде не находит почвы для укоренения ввиду противоречащих деятельностных и моральных установок.
Русское осуждение непунктуальности, может носить самооправдательный характер с оттенком убежденности в невозможности и ненужности своевременности, что автоматически воспроизводит fluid time как меру своей собственной компенсации: сам нечетко планирую, поскольку чужая непунктуальность влияет на мои планы.
С одной стороны, на планирование деятельности большое влияние оказывают страхи неопределенности и ответственности, неразличение неизвестного известного от неизвестного неизвестного, проявляющиеся в попытках застраховать все возможные риски. С другой стороны, эти влияния усиливаются страхом новизны и неприязнью к инициативам и приводят, в конечном итоге, к излишней зарегулированности.
Задачи современной экономической деятельности часто требуют многостороности коммуникаций и вынуждают перенимать западное же монохромное восприятие времени и организацию труда, однако, это не означает подавление инстинктивной склонности к стихийной организации рабочего процесса. В силу этого, частой картиной бывает исполнение задач в режиме «ошпаренной кошки» или «штурмовщины».
С другой стороны, могут встречаться весьма ригидные формы следования заранее определенному плану, что воспринимается как «дисциплина», однако имеют своей основой вышеупомянутые страхи неопределенности и ответственности. Оправданиями такой ригидности могут служить вышеупомянутая полихронность и связанная с ней безалаберность.
Свойственное стратегии выживания микроуправление, усугубляемая внеэкономической, догосударственной ментальностью и своеобразными моральными подходами, часто приводят к созданию весьма путаных и громоздких политик, кодексов, регламентов, процедур, корпоративных стандартов и т.д.
Причина невостребованности «бумажного» порядка в том, что порядок - это не следование «букве» процедуры, а руководствование позитивным принципам сотрудничества в достижениях. Осознание и воспроизводство в поведении подобных принципов и приводит к достижении монохромного порядка и без обширных документов.
В целом, для русских, порядок - это гармония чувств в коллективе. Деятельность и ее результативность оценивается именно по качеству эмоциональной атмосферы. Как таковая результативность или эффективность деятельности толкуется как следствие гармонии контекста и не является самоцелью.
Интересно, что процесс достижения «порядка» часто именуют словами, обозначающими скорее ту часть психических процессов, которые относятся к чувствам, ощущениям, настроениям: «сладились», «спелись» и т.д. Согласиться же совсем не означает сладиться. Здесь прямая отсылка к разделу «
Общиннические установки».
Устоявшийся же «порядок» деятельности, по свой сути приобретает черты обычая, если под последним понимать нерефлесированное поведение, воспроизводимое поколениями сотрудников.
Ссылка на исходную публикацию в этой серии.