Мы подошли вплотную к ключевому мифу русского «символа веры» - государствообразующая роли русских. Разбирая этот миф нужно сразу определиться, что такое государство. Если не цитировать учебники, то государство - это порядок осуществления личных и общественных достижений, основанный на принципах достижимости всеобщего блага, сотрудничества, личной и солидарной ответственности за усилия.
Благо - это наибольшая полезность, способствующая индивидуальному саморазвитию и общественному прогрессу. Саморазвитие и прогресс можно представить как преодоление недостатков, индивидуальных или общественных. Все вышесказанное имеет смысл, правда, в условиях признания возможности достижения и транформации.
Выскоконтекстные отношения, компенсирующая зависть уравниловка, частные истины и аморальность, проявляющаяся в предвзятости и непостоянстве, показывает инородность самой сути государства для русской ментальности. Русское прошлое подтверждает этот вывод.
«Арабизация» средиземноморского судоходства VII и последующих веков, заставившая искать обходные пути в Византию, вызвала желание норманнов с севера, а хазар с юга навести хоть какой-то порядок в бассейнах Волхова, Днепра и прочих бассейнов на пути к черноморскому побережью и послужила началом для формирования крупных племенных союзов и княжеств на территории будущей Руси.
Крупное же государство на европейской части нынешней России стало возможным только в рамках улуса Джучи. Только Орда со своей твердой дисциплиной и военной мощью, с одной стороны, и терпимой политикой, с другой, позволила возникнуть сначала Московскому княжеству как значимой силе, а потом помогла обрести и лидирующие позиции в Северо-восточной Руси.
Русское царство - это продукт Орды, а никак не потомок Руси. Первый признак государства - это создание линий коммуникаций для мирной деятельности. Первые постоянные дороги на территории Руси появились именно в эпоху Орды, когда естественных, речных коммуникаций стало недостаточно. Как, например, Большая ордынская дорога, созданная при блгв. кн. Данииле Московском.
Собственно говоря, востребованность дорожной инфраструктуры - это ключевой момент, который позволяет отделить догосударственную или слаборазвитую стадию государства от собственно государственной. Речные коммуникаций, то есть, полученные без усилий, характеризовать общество не могут.
Создание искусственных дорожных сооружений говорит: во-первых, о продолжительном мире; во-вторых, о росте благосостояния, позволяющим отнять от пашни руки для создания дороги, по которой, как минимум, было что возить и было кому ездить; в-третьих, о безопасности.
То есть, мы перечислили все признаки весьма сильной государственности, которая даже на такой периферии Орды как улус Джучи, со всеми его недостатками, сделала возможным реализацию крупных проектов. Мы еще не говорим о таком дорогом предприятии даже по нынешнем меркам, как каменное строительство, получившее широкое распространение с момента включения Руси в улус Джучи.
Государственный порядок, таким образом, призван только к одному: обеспечить достижения, формами проявления которых являются миграции людей-товаров-услуг.
Сентенции о кровожадности Орды объяснениется нетерпимостью русских к любому рациональному порядку, люди же, его требующие или ему способствующие, представляются в лучшем случае «незванными гостями». Такие же сентенции можно услышать о засилии «немцев» времен Российской империи, евреев в советскую эпоху и мигрантов после нее.
Русским досталось первенство на нынешней территории по независящим от них причинам: Орда развалилась, потому что не приняла христианство и потому туркменам и Тамерлану Богом было попущено нарушить стабильность Великого шелкового пути, контроль над которым и был смыслом существования Орды.
У России были две исторические миссии: христианизация окружающих народов и поддержания противостояния в "Западом" и "Востоком" (Быт., 11:6-9). И обе эти миссии русскими провалены.
Ссылка на исходную публикацию в этой серии.