Человек, как существо мыслящее, так подразумевается по крайней мере, рано или поздно, явно или не явно задумывается о жизни и смерти. Это нормально и естественно. Короткое замечание от меня на эту тему. Поскольку начало жизни от нас не зависит, то спекулировать на эту тему бесполезно, а ее конец - вещь неизбежная, поэтому сокрушаться по этому поводу бессмысленно. Можно только пытаться прожить эту жизнь наиболее цельно с позиции «memento mori». Ну может быть пытаться использовать какие-то средства продления жизни, если в этом видится какой-то смысл: следить за здоровьем, образ жизни и мыслей и т.д.
Вот и размышления по поводу радиально-кольцевого характера Москвы, мне кажется, из этой же категории. Изменить 900-сот летнюю историю города мы не сможем. Москва складывались исторически как город, окружаемый крепостными стенами и прочими фортификационными сооружениями кольцевого характера. Центр города является и, судя по всему, будет еще очень долго являться центром деловой и культурной жизни столицы, манящим со всех концов не только нашего преславного города, но и всей нашей необъятной страны. Судя по дискуссии вокруг переноса Парламентского центра и прочих госорганов, никто за МКАД особо не стремится. Судя по законченной скандальной реконструкции Большого театра, его переносить в Коммунарку тоже не будут. Надеюсь. Можно, думаю, сделать осторожный вывод, что и сотни бизнес-центров, вместе с их арендаторами, разом не «подорвутся» переезжать в сторону окраин. Следовательно, маятниковая миграция как была, так и останется транспортной доминантой города.
Можно и нужно, конечно, пытаться как-то обустроить город с транспортной точки зрения. Сделать его максимально комфортным в заданных условиях радиально-кольцевого мегаполиса. Есть проекты построения четвертого транспортного кольца, которое «дипломатично» переименовано в совокупность хорд. Идея то абстрактно правильная (в смысле, единственно возможная) и, опять-таки, в русле радиально-кольцевого развития мегаполиса или агломерации, если будет угодно. Осталось только ее корректно реализовать. То есть не пытаться превращать улицы в жалкое подобие магистралей, как пытаются сейчас сделать на Ленинском проспекте, и как уже сделали на Ленинградке. Продолжая античную традицию спора о проблемах номиналистики: назови «улицу» «магистралью», магистралью она не станет. Может стать только анекдотом в виде «магистральной улицы», т.е. переводя на русский язык «ни кафтаном, ни рясой…».
Ленинский проспект - произведение искусства. Да, да, именно так. Для меня триггером ситуации, когда никакая высокопарность не кажется излишней, является неизменность позитивной ауры с течением времени. С момента «запуска» проспекта в «эксплуатацию» прошло более 50 лет, а попадая на эти красивые «бульварчики» погружаешься в ту же особую атмосферу неповторимости проспекта. И над этой неповторимостью не властно ни время, ни политические изменения, ни изменение уклада жизни москвичей.
Ленинский проспект, к сожалению, стоит сейчас перед нелегким выбором. Изменения грядут. Трафик будет возрастать с ростом населения, а оно бы росло и без расширения Москвы на юго-запад. А теперь и подавно будет расти. Поэтому мы сейчас все стоим перед трудной задачей выбрать будущее. Что будет: вечная пробка на «бессветофорном» проспекте без возможности хоть как-то попасть куда-либо даже на общественном транспорте, либо пробка с возможностью пользоваться скоростным транспортом. Реалии, к сожалению, таковы, что «райских кущ» уже не будет. Но опускать руки и молча соглашаться с тем, что нам «красиво» и «безальтернативно» преподносят в информационных центрах, мне кажется тоже не верным. Выбирать нам.