Предыдущую часть можно найти
здесь.
Новая серия постов продолжает предыдущую серию, посвященную так называемому "
русскому вопросу", актуальность которого ввиду событий последних лет особенно стала заметна.
Если предыдущая серия носила больше аналитический характер, то настоящая - синтетический. Так, по крайней мере, хотелось бы надеяться.
Проект решения
В условиях, сложившихся внутри и межгрупповых контекстов, приводящих к росту доверия индивид - индивид, индивид - группа и группа - группа, возрастают риски перехода от нормативных, формализованных отношений к неформальным и замкнутым, повышающим иррациональность и непредсказуемость реакции на внешние возмущения, то следует создать условия, предотвращающие формирование подобных контекстов.
Предотвращение создание замкнутой системы контекстов возможно либо путем постоянного изменения состава групп, что чревато снижением как компетенции ОГВ, так и полной или частичной утратой их работоспособности, либо таким увеличением числа игроков, которое смогло бы само по себе снизить роль и значение иррационального в контекстах взаимоотношений.
Основной гипотезой является следующее утверждение: влияние иррациональных факторов в контексте взаимоотношений групп обратно пропорционален количеству групп, участвующих во взаимодействиях.
Способом преодоления доминирования иррационального содержания в области государственного управления и социального развития является резкое увеличение числа взаимодействующих акторов, что приведет к снижению степени влияния иррационального в контексте взаимоотношений.
Риски увеличения уровня конфликтности, полагаю, возможно снизить введя в управленческий оборот практику урегулирования конфликтов, возложенную на негосударственные структуры.
Рассматривая реализацию Права в наиболее сложном варианте -инициатива противоречит действующим решениям ОГВ - можно выработать полноценный механизм реализации Права. Разработав организационно-правовой механизм преодоления подобной предельной ситуации, решить аналогичную задачу в условиях отсутствия решения ОГВ или в условиях ожидаемой поддержки со стороны ОГВ будет проще.
Переходя к описанию возможных вариантов реализации Права, следует особо отметить, что адекватная реализация данного Права в отношении граждан возможна только в том случае, если создаваемый организационно-правовой механизм будет гарантировать надежную и безопасную реализацию Права в отношении самих государственных служащих (далее Механизм).
Механизм должен иметь соответствующую среду реализации, которая была бы способна предоставить средства противодействия коллективному давлению на инициатора со стороны «материнской» команды, а также предоставить возможности смягчения рисков оппортунизма.
Механизм должен предусматривать анонимное и этапное рассмотрение, оценку, утверждение и воплощение инициативы, включая Эскалацию и полноценную судебную защиту Права.
Оптимальной платформой для воплощения этапного рассмотрения инициатив как госслужащих, так и граждан, полагаю, может стать интернет-портал (далее Портал), который может стать своеобразной социальной сетью граждан, госслужащих, экспертов, судей, а также интернет-платформой рассмотрения обращений, анонимной экспертизы и правосудия.
Главными задачами Портала является:
· обеспечение безопасности госслужащих, экспертов, судей и прочих акторов Портала;
· обеспечение безопасного механизма вертикальной мобильности госслужащих;
· предоставление средств досудебной апелляции в вышестоящих ОГВ;
· предоставление средств и возможностей реализации Права и права на развитие личности и социальный рост граждан;
· смягчение рисков, вызванных конфликтами интересов;
· обеспечение независимой экспертизы;
· ускорение и автоматизация судебных процедур;
· обеспечение конфликт-менеджмента.
Возможно выделение следующего ряда служебных ролей, обеспечивающих работу Портала:
· Владелец Портала - юридическое лицо, выступающее в роли собственников зданий, сооружений и программно-аппаратных средств, необходимых для деятельности Портала;
· Оператор Портала - юридическое лицо или группа лиц, обеспечивающее работу программных и аппаратных средств;
· Администратор Портала - юридическое лицо или группа лиц, обеспечивающее работу бизнес-процессов и логики Портала;
· Координатор Портала (далее КП) - группа юридических и/или физических лиц, осуществляющая координацию взаимодействия различных ролей Портала в процессе реализации бизнес-процессов Портала.
Операторы, Администраторы и Координаторы Портала могут представлять собой юридические и физические лица без государственного участия. Полное перечисление ролей, в которой может выступать тот или иной аккаунт возможна по итогам детальной разработки workflow всех процессов Портала.
Деятельность Портала должна регулироваться федеральным законом, который предусматривал бы обязательную регистрацию высших должностных лиц государства, ряда категорий госслужащих, федеральных судей в режиме, предусматривающим анонимность.
Аутентификация регистрируемого лица производится Администратором Портала на этапе регистрации аккаунта. В целях смягчения рисков оппортунизма целесообразно предусмотреть законодательное запрещение разглашения персональных данных регистрируемых лиц.
Одним из источников финансирования деятельности Портала может являться пополняемый из бюджета РФ фонд, учредителем которого является Владелец Портала. Руководителем Владельца Портала является физическое лицо, которое не состоит и никогда не состояло на государственной службе, назначаемое Государственной Думой. Владелец Портала отвечает за выбор Операторов, Администраторов и Координаторов Портала.
Должна быть предусмотрена система индивидуальных рейтингов, присваиваемых гражданам-инициаторам, госслужащим, судьям, экспертам и КП, который может являться основанием для должностного роста, роста оклада, наград и поощрений. Владелец Портала также должен организовать свой фонд поощрений, нацеленный на стимуляцию инициатив.
КП и Администраторы Портала несут обязанность по сопровождению дальнейшей судьбы инициатора: не ухудшение условий работы и службы, продвижение по службе. Уровень рейтинга инициатора может быть основанием для предоставления права получения персональной лицензии на осуществления определенного перечня публичных функций, в том числе выступать в роли концедента, публичного партнера, собственника от лица РФ или субъекта РФ.
Кроме того, средствами Портала можно обеспечить осуществления электронного правосудия в области права, регулируемого КАС РФ, не раскрывая анонимности судей, что, помимо собственной безопасности, может дать судьям возможность абстрагирования от давления контекстов взаимоотношений.
Анонимность судей в рамках судебных рассмотрений в соответствии с процедурами Портала не противоречит принципам гласности, открытости и прочим принципам судопроизводства и для ряда административных дел возможно предоставить истцам выбирать способ судейского оспаривания: традиционный и электронный. Полагаю, что электронная форма правосудия может дать «новое дыхание» таким факторам как время отправления правосудия и его независимость.
Важными аспектами, требующими внимательной проработки, являются следующие вопросы:
· соблюдение авторского права и определения приоритета идей;
· Эскалации проблемы, вплоть до Президента РФ;
· урегулирования конфликтов и разногласий в условиях состязательности ОГВ.
Портал, по сути, поможет трансформировать существующую линейно-функциональную систему ОГВ в матричную. Однако, матричная форма организации ОГВ может заработать реально только в том случае, если Владелец, Операторы, Администраторы и Координаторы Портала будут вне системы ОГВ.