В любом крупном городе зелень играет не только санитарно-защитную роль, что очевидно, но также выполняет важную эстетическую и рекреационную функцию. Это очевидная до банальности истина, тем не менее уживается с некоторыми особенностями Москвы, о которых хотелось бы коротко поговорить…
Речь, в первую очередь о западе - юго-западе столицы, поскольку обсуждаемые транспортные инициативы (скоростной трамвай «Лубянка - Ленинский проспект» -
https://www.uzir.ru/skorostnoj-tramvaj) затрагивают прежде всего эти районы Москвы. Экологическое благополучие ЗАО и ЮЗАО давно уже стало избитым мемом, однако, факт примечательный - ЗАО - один из лидеров по количеству промзон в Москве! Удивительно, что наличие у ЗАО и его соседа - ЮЗАО - экологического титула уживается с первенством по площади территорий промназначения - в совокупности около 20 км2. Можно, конечно, возразить, что отраслевая направленность экологически безвредная и сослаться на редевелопмент, но давайте вспомним сколько было примеров создания крупных парковых хозяйств на территориях промзон? Зарядье не в счет… ибо не промзона 😊 Явная проблема соотнесенности площадей промназначения и озеленения в Москве вообще и на юго-западе, в частности.
Москва развивается от центра к периферии и постепенно будет расширятся до границ Московской области. Фактически этот процесс уже запущен присоединением новых территорий на юго-западе в 2012. Даже если интерпретировать данный факт в качестве предпосылки для депопуляции, то и тогда прежние особенности Москвы: центростремительность и моноцентричность, - наложат свой отпечаток… Кроме того, депопуляции как-то не очень ощущается, хотя прогнозы такие есть.
То, что называлось центром Москвы в 70-90 - пределы Садового кольца, постепенно распространилось на территории в пределах ТТК. В дальнейшем, в перспективе 30-50 лет центром, судя по всему, будет считаться территория ограниченная БЦК и МКАД, соответственно. Так, что радиально-кольцевая структура города никуда не денется, но будет трансформироваться с учетом «расползания» вширь «пятна» центра города. Назовем это явление для краткости и условно - джентрификацией, хотя оно для ряда районов ЗАО и ЮЗАО не совсем применимо, поскольку они и без того имеют флер престижности.
Параллельно с данным процессом будут изменяться и характеристики районов Москвы, их зональная ориентация, поскольку престижность и интенсивность транзитных потоков через различные района города - явление кочующее. По мере джентрификации, то есть приближения «пятна» центра к границам районов, назначение зон озеленения неизбежно должно трансформироваться. Будет ли это касаться всех ООПТ, думаю, что нет: Серебрянный Бор, Лосиный остров и многие другие должны по возможности сохраняться в неприкосновенности, но выполняемая сейчас московскими ООПТ роль «зеленого пояса» будет с расширением границ, скорее всего, отходить к лесопаркам в 20-50км дистанции от МКАД, а некоторые «старые» ООПТ (внутри МКАД) будут неизбежно фрагментироваться и трансформироваться в парковое пространство наподобие «Воронцовского парка».
При этом, неоднородность районов в самом «пятне» центра также будет проявляться в заметных изменениях режима пользования территорий. Историческая часть города - Бульварное кольцо - уже сейчас должна стать зоной свободной от автотранспорта и перейти в категорию музея под открытым небом, в в ближайшей перспективе та же участь должна постичь и следующее по счету кольцо - Садовое. Можно ли будет считать лет через 50-100 территорию между Садовым кольцом и ТТК музеем под открытым небом сильно сомневаюсь, но то, что к тому времени единственным средством передвижения в этой части города будет пассажирский транспорт - очевидно.
Возвращаясь к озеленению, нужно сказать, что положение и количество озелененных территорий в разных частях города будет и должно трансформироваться. Если про изменения положения ООПТ в ныне считающихся периферийных частях Москвы сказано: фрагментация и трансформация в парковое пространство, - то площадь и озеленение в «пятне» центра должна неуклонно возрастать.
Начнем с Бульварного кольца. Уже давно необходимо вводить запрет на движение автотранспорта в означенных пределах: улицы исторического центра давно потеряли свою транзитную функцию. Площадь данных улиц должна быть реконструирована в парково-пешеходное пространство, а транспортные коридоры должны быть оставлены исключительно для экологически чистого пассажирского транспорта. С перспективными массовыми пассажирским потоками на поверхности может справиться только трамвай, учитывая ранее отмеченную центростремительность пассажиропотоков Москвы, которая ввиду
исторической обусловленности никуда не денется и в дальнейшем. Электробусы здесь не конкурент. Они будут актуальны в ближайшем десятилетии в пространстве за Садовом кольцом, а последствии и в районах «дальнего центра» - между ТТК и БЦК.
Магистральные улицы, представленные в основном радиальными направлениями, по мере джентрификации так же будут трансформироваться из преимущественно автомобильных - в преимущественно ориентированных на пассажирский транспорт с параллельным увеличением в поперечном профиле ширины бульваров. Возникает вопрос, если с хордовыми магистральными улицами тут понятнее, они еще могут быть одномоментно реконструированы в бульвары по всей длине, особенно в пределах Садового кольца. То с радиальными улицами здесь сложнее. Придется квантовать их протяженность по зонам и при увеличения «пятна» центра создавать условия для минимизации автотрафика: сужение количества полос, создание сети подземных паркингов и внедрение платного въезда/транзита.
Грусть или возмущение относительно предложенной в предыдущем посте фрагментации ООПТ «Ландшафтный заказник «Теплый стан» и «Ландшафтный заказник «Тропаревский» понятна и объяснима. Самому с горечью приходится об этом говорить. Но это неизбежность. Город будет расти вширь, если, конечно, геополитические факторы не вмешаются 😊 Учитывая джентрификацию и ближайшие перспективы, плотность сети улиц в ныне периферийных районах необходимо будет увеличивать прежде всего за счет роста хордовых магистральных улиц.
Источник: www.mos.ru
Если отойти от «священного» статуса ООПТ и снять табуирование с одной стороны, а с другой стороны поставить вопросы смены категорий земель и видов разрешенного использования под независимый и конструктивный общественный контроль, то и жертв не потребуется.