В постперестроечное время мы занялись прямым копированием с Запада всего, чего только можно. Так ли это необходимо нам, и не нанесет ли это разрушение нашей семье и стране?
Хочу остановиться на различном поведении людей на Западе и у нас.
Л.Н.Гумилев писал: "Поведение - это и есть один из важнейших срезов этничности, как большой системы".
Поведение складывается из всех элементов этничности - мировоззрения и типа сознания, хозяйственных отношений и чувства пространства.
Недавно на улице я обратилась к женщине с вопросом, как найти улицу. Она очень резко от меня отстранилась, с испугом в глазах. Потом выяснилось, что она - иностранка и говорит только по-английски. Где-то читала, что вторгаться в личное пространство англичанина постороннему просто недопустимо, а тронуть человека за плечо - крайняя бестактность.
Одна из различий между народами - степень сближения. На одном конце - человек, как индивид, атом, а на другом конце - человек как член большой семьи.
Русских , с тысячелетней крестьянской общиной, с идеей православного братства, связывает друг с другом ощущение родства ("человек человеку - брат").
Англичан, прошедших через раскрестьянивание - связывает уважение права другого ("мой дом - моя крепость").
Когда во время перестройки стали проклинать "рабскую" душу русских и призывать стать "свободными индивидами" и создать "правовое общество" - это означало отказаться от своей этнической идентичности русских. Результат - разрыхление русского народа, появились люди, отрекшиеся от норм русского общежития.
Переломным моментом для Запада стала Реформация - разрыв с идеей коллективного спасения души (религиозного братства). Возникла новая этика человеческих отношений - протестанская этика.
Французский философ Жозеф де Местр писал о демонтаже старого народа во время Великой Французской революции: "Философия уничтожила силу, соединяющую людей". "Франция тогда превратилась в собрание 30 млн индивидов" (Ламеннэ - консерватор).
Немецкий философ В. Шубарт так писал о значении Реформации: "Она знаменует собой рождение нового мироощущения, которое я называю "точечным чувством". Новый человек впервые переживает не Все, и не Бога, а себя, временную личность, не целое, а часть, бренный осколок... Для него надежно существует только свое собственное Я. Он метафизический пессимист, озабоченный лишь тем, чтобы справиться с окружающей его эмпирической действительностью". (В.Шубарт, "Европа и душа Востока" - "Общественные науки и современность", 1992 №6).
Как это современно! Не такое ли мировоззрение нам навязывают уже 25 лет? Хочется продолжить, что этот пессимизм ведет к жуткому одиночеству, а потом к срыву психики - тяга к наркотикам, агрессия и суицид становятся постоянными спутниками такого общества.
В кальвинизме, который дал религиозное оправдание рыночной экономике, люди первоначально разделены на ИЗБРАННЫХ и ОТВЕРЖЕННЫХ. Их соединяет не любовь и сострадание, а НЕНАВИСТЬ и СТЫД. Вебер писал: "не снисходительность к грешнику и готовность помочь ближнему... а ненависть и презрение к нему как к врагу Господню"(М.Вебер, "Протестанская этика и дух капитализма" - "Избранные произведения", М.: "Прогресс", 1990)
Очень сильной связью у немцев, голландцев, англичан оказывается расчетливость в отношениях между людьми, а у русских это даже порицаемо.
Принципы рыночной экономики разрывают связи любви и солидарности, раньше связывающие народ, но соединяют их связями расчета и выгоды - но даже самые радикальные философы рынка видят, что их надо укреплять "солидарностью".
Вебер приводит пословицу американских пуритан: "Из скота добывают сало, из людей - деньги". Идеал такой этики - кредитоспособный добропорядочный человек, долг которого рассматривать приумножение СВОЕГО КАПИТАЛА, как САМОЦЕЛЬ. Такой человек становится УВАЖАЕМЫМ в обществе. О.Шпенглер писал:"Для истинного англичанина слушаться приказаний человека неимущего, ...невозможно.."
Ф. фон Хайек, идейный основатель современного неолиберализма, писал: "Всенародная солидарность со всеобъемлющим этическим кодексом или с единой системой ценностей, скрыто присутствует в любом экономическом плане, - вещь неведомая в свободном обществе. Ее придется создавать с нуля".
Наших людей связывает ЛЮБОВЬ к ближнему, ДОБРЫЕ ДЕЛА, которые мы делаем для других и можем надеяться, что кто-то сделает доброе дело для нас. Это очень сильная связь. Русского человека связывает с его согражданами долг совести, спокойствие души и совести.
А "всенародная солидарность со всеобъемлющим этическим кодексом" была и еще есть - но ее реформаторы стараются довести до нуля.
По моим наблюдениям, стали часто встречаться семьи, где у мужа и жены "разные кошельки". Есть молодая семья, где мама сидит с трехмесячным ребенком, а папа живет в семье, а на своего ребенка деньги давать не хочет, считает ненужным. Нередко нам навязывают заключение брачных контрактов еще во время свадьбы, как бы предполагая заранее развод, что нашим влюбленным не свойственно.
А увеличившееся число семейных пар, живущих без регистрации брака, даже после рождения детей, явно демонстрирует недоверие людей друг к другу.
Современные анекдоты отражают смещение наших традиционных ценностей в сторону Запада.
- Я слышал, у тебя жена машину разбила?
- Сам не могу поверить..
- Жена-то хоть жива?
- Пока да... В ванной заперлась.
Необычным для русского является присущее кальвинизму представление о греховности супружеских отношений и даже деторождения. Они же рассматривают моральную допустимость внебрачных связей в качестве гигиенически полезных (речь идет о домах терпимости), ссылаясь на Фауста и Маргариту, как на поэтическое воплощение их идеи.
Более греховными представляют и сами дети, зачатые "во грехе". Эта изначальная греховность ребенка изживается суровым воспитанием, постепенной победой над дьяволом. Некоторые педагоги этим объясняют сохранение в некоторых английских школах, почти поныне, ТЕЛЕСНЫХ НАКАЗАНИЙ.
У нас же любой ребенок изначально НЕВИНОВЕН, независимо от грехов родителей (сын за отца не отвечает). А кальвинисты доходили до отлучения от церкви новорожденных (дети пьяниц считаются заведомо отвергнутыми Богом).
Можно сказать, что в русском народе (по сравнению с западными), в связях, скрепляющую нашу этническую общность, относительно большую роль играют родственные связи или "псевдородственные" связи, в том числе связи между взрослыми и детьми.
Известный американский психолог У. Бронфенбреннер писал, говоря о советской школе, что "хорошее отношение к педагогу не меняется у детей на протяжении всех лет обучения в школе. К учителю обычно обращаются не только как к учителю, но и другу. Школьники всех возрастов и взрослые соединены в школе в подобие семьи. Подростки обоих полов проявляют к маленьким детям живой интерес и заботу, что жителей Запада просто удивляет."
Более всего исследователей нашей школы, поразило "примерное поведение" советских детей. Их отношения с родителями, учителями и воспитателями носят характер почтительной и нежной дружбы. Нам, еще проникнутым духом советской школы, взаимная ненависть учителей (как на Западе - "Hey, teacher, leave the kids alone!") и детей кажется дикостью. Тип отношений, сложившихся в русской культуре, есть наше общее национальное достояние.
Наше мировоззрение отличается от всех прочих БОЛЬШИМ ДОВЕРИЕМ К ЛЮДЯМ и меньшей любовью к законам.
В 1775 - 1862 гг. в России был Совестный суд, подобного ему не знают в других государствах, в этом суде разбирали дело "не по закону, а по совести". По-Божески осудить правого и виновного за то, что не сумели примириться.
Резкое внедрение юридических норм в ткань человеческих отношений произошла на Западе в новое время, именно потому, что рыночные отношения разрывают человеческие связи. Законы всегда очень дорогостоящая и не всегда эффективная замена совести и любви.
Недавно Дума в третьем чтении приняла поправки к статье 116 УК, которая вводит уголовное наказание родителям и другим членам семьи за воспитательные шлепки ребенку, не повлекшие телесных повреждений - 2 года тюрьмы.
Я считаю, что это недопустимое вторжение в воспитательный процесс в семье. Родитель действует в интересах ребенка. Пусть они сами разбираются, как учить уроки и что убирать дома. В наших традициях любить детей, желать им добра, а не истязать.
Православная церковь тоже призывает одуматься наших губернаторов и подумать, прежде подписывать этот закон, по которому можно пересажать полстраны.
Разрушая семью - мы разрушаем государство!