Оригинал взят у
frolovchik в
Откуда растут микрорайоны? (о том, как шла проектировка Рязани)Оригинал взят у
rzn_stroitel в
Откуда растут микрорайоны? (о том, как шла проектировка Рязани)(журнал «ДомСтрой», № 31 (789), 10 августа 2016 г.)
Когда с обывательской точки зрения рассуждают об архитектуре и градостроительстве, надо понимать, что это два понятия несколько разного масштаба. Когда планируется отдельный дом, можно говорить о его конструкции, внешнем виде, функциональности, о том, насколько удачно он вписывается в ансамбль улицы, как можно благоустроить его двор. Но если проектируется уже целый район, обсуждение в основном будет касаться уже особенностей местности, транспортной доступности, подвода электричества, воды, газа, мест для торговых и досуговых объектов…
Плотнее некуда?
Многие рязанцы сталкивались с ситуацией, когда знакомый с детства, уютный, двор приезжают строители, начинают что-то измерять и планировать. А на удивленные вопросы отвечают: «Здесь будет строиться многоэтажка». То, что в официальных документах называется «точечной застройкой», в самом конце XX и в самом начале XXI века доставило немало неудобств жителям давно распланированных улиц и микрорайонов.
Впрочем, такой подход был понятен в 1990-х годах, когда за целый год в Рязани могли быть введены в строй всего три-четыре небольших дома.
Особенно большой провал наступил после закрытия в 1995 году домостроительного комбината - знаменитого ДСК.
...Некоторое время безраздельно властвовало «уплотнение застройки». Но в начале XXI века начался строительный бум. У людей с каждым годом росли доходы, им хотелось купить себе жилье. Однокомнатные квартиры на окраине, которые в 1996 году стоили 10 тысяч долларов, в 2003-м подорожали в валюте примерно втрое. Примерно 10-12 лет назад в Рязани снова - после большого перерыва - стали строить целыми улицами и кварталами, как в советские времена.
При этом кое-что из советского прошлого вернулось в неизменном виде, но кое-что и изменилось.
Настольная книга строителей
Во времена Советского Союза настоящей Библией для специалистов по градостроительству был СНиП II-К.2-62 «Планировка и застройка населенных мест. Нормы проектирования», утвержденный госкомитетом по делам строительства Совета министров СССР 7 мая 1966 года. Это была толстая брошюра с идеологически выверенными фразами вроде «При капитализме жилищно-коммунальное хозяйство является дополнительным инструментом эксплуатации трудящихся…» - и далее рассказывалось, как должны обстоять дела при социализме. Так вот, на протяжении 25 лет, то есть до самой кончины СССР, все это не подвергалось сомнению и бралось как аксиома.
Советская система четко разграничивала понятия «район города» (25-35 тысяч человек), «микрорайон» как его часть (5-6 тысяч человек) и «квартал» (ограниченный улицами, площадью от 4 до 12 га). В жилых районах должно было проходить «65% жизни городского населения: бытовые процессы, воспитание детей, отдых, культурные развлечения и сон». Были разработаны стандарты, на каком расстоянии от крайних домов района должны были располагаться обслуживающие учреждения. Например, до райисполкома, ЖЭУ или дома культуры дорога не должна была занимать больше 15 минут пешком, или 800 метров. А «расстояние до остановок общественного транспорта не должно составлять более 500 метров от наиболее удаленной квартиры жилых домов в микрорайоне».
Читаем дальше. «Здания смешанной этажности вносят в массовую застройку известное разнообразие и повышают пространственную выразительность застройки магистралей».
А в наше время иногда пытаются ругать «сборные дома», в которых одна секция выше другой, или жилищные комплексы с домами разной высоты!
Несмотря на все принципы, в СССР было место и здравым рассуждениям на экономические темы: «Понижение этажности уменьшает плотность заселения, но приводит к увеличению территории застройки и, следовательно, удорожает стоимость благоустройства и коммунального оборудования жилой территории… Введение в рядовую застройку зданий повышенной этажности отвечает экономическим требованиям…»
В целом существовал ранжир городов: например, дома выше 10 этажей предлагалось возводить только «в крупных городах Советского Союза - Москве, Ленинграде, Киеве…» К счастью, Рязань уже через несколько лет после утверждения СНиПа получила свои первые три 16-этажки.
Надежду надо оправдывать
Чуть раньше выхода цитируемого СНИПа - осенью 1963 года - председателем Рязанского горисполкома (то есть, по-нынешнему, главой администрации) стала Надежда Чумакова, проработавшая в этой должности до самой перестройки.
При ней население нашего города выросло почти вдвое - с 280 до 530 тысяч жителей. Количество квадратных метров жилья при этом стало больше в 3,2 раза. Для этого были задействованы два домостроительных комбината и построено 5 миллионов квадратных метров жилплощади (как государством, так и кооперативами, договора которых напоминали сегодняшние документы «о долевом участии»). В областном центре выросли новые жилые районы - Горроща, Московское шоссе, Канищево, Дашково-Песочня (их в шутку называли «Чумаковские выселки»).
Усилиями Надежды Николаевны построили в Рязани ЦСК (Брежнев, согласно мемуарам, сказал своему помощнику: «Как зовут рязанского руководителя? Надежда? Надежду надо оправдывать! Будем строить»), цирк, музучилище, 3 кинотеатра, 5 больших больниц, вокзал «Рязань-2», центральный универмаг (нынешний «Барс»).
В 1990-е годы, когда вектор развития уже изменился, было интересно разговаривать с людьми, работавшими в команде Чумаковой. Они признавались, что не все шло гладко: объекты проектировались, но «выбить» деньги на их реализацию не удавалось. Тогда в уже строящихся кварталах для них оставляли пустые места. Так, например, в микрорайоне Канищево долго имелись пустыри для строительства еще одного детского сада, для автоматической телефонной станции, для кинотеатра (долгострой которого в конце концов был завершена как торговый центр).
Надежда Чумакова мечтала провести линию трамвая из Горрощи в Дашково-Песочню и до завода ЗИЛ: и для этого при проектировании специально оставляли незастроенные ничем «полосы» вдоль улиц Татарской, Халтурина, Яблочкова. Куйбышевского шоссе. Всего несколько лет назад там начали свободно располагаться новостройки, торговые площади или автопарковки.
Кстати, а что еще из планов «товарища председательницы» не было реализовано? Подземный переход под железной дорогой с улицы Введенской на ЦСК. Два подземных перехода в центре города - под площадью Ленина и под Первомайским проспектом. Пруд в городском парке (на его месте выстроена детская площадка). Парк со сквозными велодорожками вдоль всего Лыбедского бульвара от ПТУ №1 (ныне автомобильного колледжа) мимо стадиона «Спартак» и цирка до Кремлевского вала. Имелась также предварительная договоренность с ВНИИ коневодства о строительстве ипподрома в Борках и речного вокзала примерно в месте нынешнего разводного моста через Трубеж.
Неузнаваемые улицы
Несколько лет назад, когда у главы городской топонимической комиссии Николая Булычева спросили, как он собирается переименовывать улицы 1-ю и 2-ю Безбожные, он ответил: «Этих улиц скоро не будет». Действительно, внешний вид Рязани для гостей города, приезжающих на вокзал «Рязань-1», кардинально изменился - вдоль привокзальной площади выросли современные многоэтажки.
Внешний вид Рязани при въезде с севера (с Окского автодорожного моста) определяют теперь жилые кварталы Солотчинского шоссе. Через год-другой там должно появиться самое высокое в городе (100-метровое) белоснежное здание, напоминающее по форме парус.
Застройка кварталами идет на участке бывшего военного автомобильного института. Планируется полная перестройка квартала между улицами Шевченко, 2-й линией и 3-м МОПРовским проездом. Планируется застройка большой территории, которую занимал
тепличный комбинат.
Уникальный проект, позволяющий разбить длинный парк со спортивными сооружениями и новым пляжем, предложен в микрорайоне Мервино, за гипермаркетом «Metro». Кстати, этот «Метропарк» - немного видоизмененная мечта о гидропарке, высказывавшаяся все той же Надеждой Чумаковой...
Материал в интернете на сайте еженедельника:
http://www.domostroymedia.ru/articles/publication/9929/