Краткие выдержки из истории лепры.

Jul 01, 2008 06:44

Друзья, держитесь крепче, меня посетила очередная идея, и состоит она в том, чтобы написать цикл постов под общим кодовым названием "История болезни". Как понятно из названия посты выползают из-под куста будут посвящены самым знаменитым болезням и их месту в истории. Посты эти не претендуют ни на что кроме приведения в порядок весьма разрозненных моих знаний и латания некоторых моих же черных дыр в образовании, ну и вам, глядишь, пригодятся. Кстати, не думайте, что я забросила генетику - я даже все ваши вопросы помню, и медленно, но верно пишу удобоваримое по теме.

Что же касается болезней, я предполагаю идти в алфавитном порядке. И самая известная болезнь на букву А... А пусть будет проказа :))

Итак, проказа, она же лепра, она же болезнь Хансена, она же львиная болезнь, она же ленивая смерть, она же крымка, она же финикийская болезнь, она же болезнь св. Лазаря - заболевание, вызываемое Mycobacterium leprae очень похожей на возбудителя туберкулеза. Бактерия эта капризна до такой степени, что плодится только в человеке, в броненосцах и в подушечках мышиных лап - согласитесь, странный и изысканный вкус...

Если честно, то по сей день врачи ломают голову над принципами распространения проказы и причинами ее проявления - одни твердят, что нужен длительный кожный контакт с больным, другие настаивают, что и надышаться этой бактерийкой тоже можно. Доподлинно известно, что у больных она может выделяться как через кожу, так и через слизистые оболочки дыхательных путей, а вот как ее нахватывают окружающие - пока вопрос открытый.

Как и в случаях с остальными инфекционными болезнями, среди врачей нашлись самоотверженные ребята, например, норвежский врач Даниельсен и его коллеги, которые, будучи приверженцами идеи о том, что человеческие болезни надо изучать на человеке, не только пытались привить себе проказу банальными впрыскиваниями крови прокаженных под кожу, но и трансплантировали себе кусочки кожных покровов прокаженных. Из этого ничего не вышло: никто из экспериментаторов не заболел.

В общем, факт остается фактом: микобактерия проказы ленива и неповоротлива и даже размножается очень медленно, это вам не пронырливая бледная спирохета. И мало того, что не всякий контачивший, даже долгое время с больным проказой заболевает (5-10% по статистике), так еще инкубационный период - то есть время от попадания микроба в организм до появления первых признаков болезни - что-то около трех - пяти лет, но может длиться и более десятилетия, если сильно повезет. Объясняют это не только вялостью и низкой иммуногенностью возбудителей проказы, но и тем, что большинство из нас обладает достаточным уровнем иммунитета, чтобы противостоять случайно забредшим в организм отдельным возбудителям лепры, но не всегда достаточным, чтобы полностью их уничтожить.

Кстати, известно, что у кошек, буйволов, крыс и некоторых видов обезьян есть свои возбудители заболевания очень похожего на проказу, но к ним человек не восприимчив.

Оставляя в стороне клинические нюансы, скажу, что при всех формах проказы особенно страдают кожа и нервы. При этом утрачивается чувствительность отдельных областей, и следовательно, повышается травматизм. То есть больной проказой может положить руку на утюг, не очень заметив, что утюг включен в сеть. Сами понимаете, с ножами, неровными лестницами и хождением по стеклам босиком все обстоит еще хуже. Кроме того, из-за повреждения нервов нарушается кровоснабжение кожи и это способствует образованию язв. Плюс кожа уплотняется, на ней появляются пятна, сыпи, места, где пигмент полностью отсутствует, кроме того в коже образуются скопления клеток - лепромы, которые обезображивают конечности и лицо и тоже со временем изъязвляются - именно по этому болезнь носит название "львиной", уж очень похож становится страдающий поздней стадией проказы на человека в маске льва. Со временем происходит отмирание не только кожных покровов, но и разрушение более глубоких тканей, вплоть до костей - тут-то и начинают у больного отпадать пальцы, уши и проваливается нос. Причем совершенно без боли.

Сомнительная честь считаться родиной проказы принадлежит юго-восточной Азии, откуда болезнь была завезена в Индию и Египет, а уж там расстарались пронырливые торговцы и отменные моряки - финикийцы, осчастливив проклятой хворобой Грецию и остальное Средиземноморье, где она так и стала называться - финикийской болезнью.

Заглянув в Индию, обнаруживаем, что там проказа была известна под названием куштха, что означает приблизительно "пожирающая". А одно из первых документальных упоминаний о проказе черным по белому значится в Ведах. Был такой мудрец и целитель-энтузиаст с простеньким именем Яджнавалкья, и поклонялся он Солнцу, которое называл не иначе, как Сурья, и все клянчил у него новые гимны и мантры. И однажды Сурья пожалел прыгающего на солнцепеке старика с бубном, и спустился к нему в образе коня и подарил ему целую антологию "Сурья:The Best" (на самом деле - яджус-мантры, составившие основу книги "Ваджасани" - "извлеченные из конской гривы"). Но это не важно, а важно то, что коллегой этого непроизносимого был зануда и мудрец Дурвасас (вот уже и нормальные имена стали попадаться), который пришел к Кришне как-то с визитом - совместно мантр от Сурьи почитать, чайку попить индийского, со слоном. А заодно и сказал ему, что Солнце доброе-доброе, но в случае чего может и белую проказу наслать. Кришна вежливо покивал, а вот сын его - оболтус и в будущем очень хороший человек - Самба, над стариком откровенно посмеялся. Ну и сам виноват - не успел дойти до фонтана, как уже сделался больным белой проказой.

Неловкость, конечно, ужасная, Кришна долго извинялся, пока наконец Дурвасас не согласился отменить проклятие и излечить болезнь в обмен на клятву - почитать солнце и сделать седьмой день недели священным днем (понятно теперь, как надо бороться за изменения в трудовом законодательстве? куда там профсоюзам с их нудными забастовками). Так что именно этой болезни Индия обязана по меньшей мере одним храмом Солнца (его Самба построил, когда подрос), а также днем отдохновения. А исцелению Самбы от проказы весь мир обязан - сюрприз, сюрприз! - Заратустрой. Потому как именно Самба много лет спустя стал отцом будущего пророка. А не излечился бы - не стал бы, потому как индийские законы в смысле разрешения браков прокаженным были весьма строги - дозволялось заводить семью только с таким же прокаженным, а со здоровым человком - ни-ни. Кроме того, в законах Ману оговаривается, что человек, заболевший проказой, не может претендовать на наследство от любого из своих родственников.

Зато в древнеиндийских медицинских трактатах впервые упоминается как средство от лепры чаульмугровое (оно же - шолмогровое) масло или масло Царя Рамы из плодов дерева калоо. По легенде, узнав, что заразился проказой, царь отправился умирать в джунгли, и там на подножном и подручном корму не только не умер, но очень даже излечился. В западной фармакологии это масло стало использоваться только в XX веке, сначала как средство от проказы, а недавно оказалось, что оно еще и жировые клетки уничтожает, так что королевское масло перекочевало в антицеллюлитные крема.

Китайские лекари, которым проказа была известна тысячелетия за три до нашей эры, к слову сказать, для лечения проказы все больше драгоценные камни предпочитали: аметист и лазурит - в профилактических целях, яшму же добавляли в мази, когда уже был поставлен диагноз. Впрочем, не брезговали они и соединениями ртути, которые в последствии стали применяться и для лечения сифилиса. А зато их индийские коллеги знали, что если подарить человеку нечистый алмаз - с вкраплениями или с желтыми пятнами, то проказу на него как раз можно накликать - к бабке не ходи.

Где-то чуть раньше индийцев, со своими мудрыми законами, где говорилось и о проказе, засветился - догадываетесь, кто? - наш старый знакомый - Хаммурапи, который (если верить цитатам) внес рацпредложение изолировать больных (кстати, в огрызках переводов оных законов, которе нашлись в сети, ничего такого не говорится, так что если кто-то располагает ссылкой на более полный перевод - убедительно прошу не жадничать и поделиться), а еще сказано, что если человек женился, а жена его оказалась больна проказой, то жениться второй раз можно, а вот бросить первую жену на произвол судьбы и без обеспечения - нельзя. Очень гуманно.

Впрочем, надо сказать, что путаница в древних письменных источниках с проказой изрядная: во многих случаях симптомы описаны весьма невразумительно, давая ученым повод утверждать, что в некоторых регионах под проказой понимали не только собственно лепру, но и ряд других заболеваний, сопровождавшихся живописными кожными изменениями, например, псориаз. Есть даже мнение, что в некоторых случаях, например, в Ветхом Завете, пару раз вместо проказы описывается поздняя стадия СПИДа - но это уже, по-моему, версия от лукавого.

В то же приблизительно время, что и законы Хаммурапи, но немного юго-западней - в Египте - появляется одна любопытная тенденция: слово "прокаженный" становится ругательным. Просвещенные египтяне, на которых веке эдак в семнадцатом до нашей эры набежали азиатские захватчики (ну, помните, гиксосы, которые в Нижнем Египте правили чуть больше века, а имена их царей потом оказались таинственным образом стерты почти во всех письменных источниках того времени), от обиды повадились "прокаженными" называть пришельцев, хотя палеопатологи убедительно доказали, что лепрой те страдали не чаще самих египтян.

Традицию египтян продолжили и усугубили авторы и герои Ветхого Завета, которые чуть что, не только ругались словом "прокаженный", но и хватались за проказу,если кого надо было покарать или предать хуле. Но в Ветхом Завете вот какая загогулина вышла с проказой: два слова - цараат и шхин-ро были переведены эллинами одинаково - лепра (при этом в период, на который приходится создание Септуагинты - перевода всех текстов с древнееврейского на греческий, словом lepra греческие врачи называли не только саму проказу, но и псориаз). Авторы синодального перевода, который увидел свет в XIX веке тоже напрягаться с разделением болезней не стали: проказа и проказа. Итак, что мы имеем в Ветхом Завете, если не полагаться на переводы? Во-первых, шхин-ро, которой естествоиспытательно настроенный сатана поразил Иова, чтобы доказать богу, что праведный человек праведен только до определенного момента, а потом идет в разнос, проклиная небо и свалившиеся с него напасти. И если верить талмудистам, симптомы шхин-ро не очень-то походили на настоящую проказу, скорее это была тяжелая форма псориаза с поражением почек и суставов или другая аутоиммунность. Вторая болезнь - цараат, впервые встречается в книге Исхода. Это - так называемая "белая проказа" и симптомы ее вполне себе описаны: появление белых пятен и молочнообразных гнойников на коже, выпадение волос; образование бугров под кожей, которые могут нагнаиваться, ну и так далее. Эту форму проказы быстренько перенес, в порядке демонстрации божественного могущества фараону, Моисей: "Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее, и вот, рука его побелела от проказы, как снег. [Еще] сказал: положи опять руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху; и вынул ее из пазухи своей, и вот, она опять стала такою же, как тело его" (кстати, в Коране тоже есть описание этого события с той лишь разницей, что там проказой Моисей был болен изначально и давно, а не заболел на глазах у фараона). Потом этой "белой" проказой болели все, кому не лень, в основном, конечно, в качестве наказания за ослушание, злословие, неукротимую гордыню и прочее, прочее, мало ли в человеке изъянов. Так, в книге Числа, Мариам, которая высказалась о Моисее без должного почтения получила за это сполна: "И облако отошло от скинии, и вот, Мариам покрылась проказой, как снегом. Аарон взглянул на Мариам, и вот, она в проказе" (но закончилось все хорошо, не волнуйтесь, сам же Моисей за Мариам и заступился). Потом проказой заболел Азария (он же Озия) - десятый царь иудейский, в порядке божественной борьбы с его неумеренной гордыней. Его, кстати, так и не исцелили, и он мало того, что умер в изгнании, но еще и похоронен был отдельно ото всех.

Там же, в Ветхом Завете, появляется устойчивое словосочетание "проказа Нееманова". История сей басни такова: сирийцы взяли в плен в одном из набегов кучу народу, и среди них маленькую израильскую девочку, которая узнав, что предводитель сирийцев - Нееман, болен проказой, поведала, что в земле Израильской царь, как всякий приличный царь, лечит возложением рук еще и не такое. Нееман ничтоже сумняшеся махнул к иудейскому царю. Тот сначала удивился, конечно, потом одежду на себе порвал от расстройства, что хорошего человека разочаровывает, и честно объяснил, что байки все это, что он - в крайнем случае ветрянку может излечить, или грипп, или что там еще через десять дней само проходит. Ну, а пока выпили с горя по чарке, закусили, приходит весть от пророка Елисея из ближайшей пустыни: "Зря хорошую вещь испортил тчк Есть пророк родном отечестве зпт звать мной тчк Нееману десять раз нырнуть Иордан зпт будет как новенький тчк Пророческим приветом Елисей тчк" Нееман немного покапризничал, а потом подумал-подумал, да и нырнул. И оздоровился. Кинулся было к Елисею с дарами, а тот даров не принял - сказал, что нечего благодарить там, где божий промысел. Однако слуга Елисея, раздосадованный отсуствием у своего хозяина деловой хватки при наличии полезного и потенциально прибыльного дарования, тайком догнал Неемана и попросил от имени пророка талант серебра и чего-нибудь из одежды. Нееман, выдал просимое в двойном размере, но вот проказа его на слугу-то и перекинулась. С тех пор и пошло гулять проклятие "да прилепится к тебе проказа Нееманова".

Между прочим, в книге Левит даны довольно подробные инструкции, как отличить проказу от лишая, парши, облысения и прочих недугов, сопровождающихся кожными изменениями. Причем функция санитарно-гигиенического контроля возлагалась на священников, для простых же смертных из пункта в пункт повторяется одна и та же инструкция: увидел белую язву - тащи пострадавшего к священнику, который разберется, что к чему. И если диагностирует проказу, то на больном будет разодрана одежда, он будет объявлен нечистым и изолирован. Но вот тут с "белой" проказой интересная фишка - выясняется, что она может быть не только на человеке, но и на одежде, и даже на на дом небеса могут наслать цараат, и тогда приходится пораженное сжигать, а для исцеления человека и дома необходимо приносить жертвы. То есть болезнь выходит за рамки болезни и становится одним из знаков проклятия, затрагивающего не только собственно согрешившего, но и его имущество.

Что касается Нового Завета, то там наиболее интересное упоминание о проказе втсречается в связи с Иисусом, который исцелял прокаженных буквально пачками, о чем сказано и в Коране, где, как мы помним, Иисус выступает в качестве пророка Иссы. Кстати, мусульмане проявляли куда меньше осторожности в обращении с прокаженными. Так, известно, что Магомет сиживал с больными проказой за одним столом, да и любимая служанка его жены тоже страдала этим недугом.

А вот любопытная байка из византийских источников: Константин Великий, основавший в IV веке будущую столицу Византийской империи, оказывается, тоже страдал проклятой болезнью. Понятно, что на лечение были брошены все силы, но первую строчку хит-парада оригинальных способов избавления царя от проказы заняла группа жрецов из храма Юпитера Капитолийского, предложившая простенькую косметическую процедуру - каждое утро купаться в крови младенцев. Константин так удивился, что даже не обиделся и от лечения мягко, но твердо отказался. И буквально на следующую ночь ему во сне явился святой Сильвестр с благодарностями, похвалами и благой вестью, что Константин будет исцелен. Именно после этого владыка Византийский и принял христианство (с чем с чем, а с пиаром у ребят-христиан всегда было хорошо) и все государство заодно окрестил, чтобы не путаться.

Впрочем, это не первый и не последний случай лечения проказы кровью, первый описан все в тех же Числах - там в крови младенцев купался прокаженный фараон (тот же самый эпизод описывает в своих трудах и Плиний), а одно из последних упоминаний о крови, как средстве от проказы находим у Теофраста нашего Бомбаста Фон Гогенгейма, в народе известного под именем Парацельс, а это на минуточку, уже шестнадцатый век.

В фольклоре целого ряда европейских стран существует легенда с незамысловатым сюжетом: из двоих друзей один заболевает проказой, и второй, узнав, что единственным средством от этой болезни является детская кровь, убивает собственных детей, чтобы исцелить друга. Разумеется, в конце происходит не только чудесное исцеление, но и не менее чудесное воскрешение детей в награду за верность их отца дружбе.

Если верить палеопатологам, начало последнего всплеска заболеваемости проказой в Европе приходится на V-VII век нашей эры и связано оно со свалившимся из далеких восточных земель Бичом Божьим и его многочисленной родней, устроившей Европе глобальное "понаехали тут", более известное как Великое Переселение Народов. И далее проказа бушует по всей Европе на протяжении целого средневековья, ибо плотность населения растет. Мотание в Палестину и обратно наряду с усилением и усложнением торговых связей только усугубляют ситуацию.

Считается, что самый первый лепрозорий появился в Европе в 570 году, но насчет конкретного места его организации источники молчат. Впрочем, как бы там ни было, а начиная с этого времени лепрозории множатся по Европе, как грибы - практически каждый крупный город за своей чертой имеет какую-нибудь богадельню, где прокаженные вольны жить как им вздумается - их же никто не охраняет, ибо опасаются заразиться.
Существует ряд правил, который прокаженные должны соблюдать, например, им запрещено купаться в проточной воде, разговаривать со здоровым человеком, стоя по ветру, прикасаться к чужим вещам или к товарам при их покупке и т.д. Всякий прокаженный автоматически утрачивает не только все свои гражданские права и обязанности, положение в обществе и родственные связи (факт заболевания был достаточной причиной для развода даже в средневековой Европе. Более того, согласно принятому во Франции в1453 году закону, жена, сожительстующая с больным проказой мужем, несет наказание у позорного столба), прокаженный, по сути дела, считается мертвым. Его отпевают в церкви, уложив в гроб, а затем выдают трещетку или колокольчик и специальную одежду (в каждом регионе она была своя), без которой отныне больной не может появится среди здоровых людей.
Проказа по-прежнему остается болезнью всех слоев общества (хотя, конечно, венценосных прокаженных никуда не изгоняют) и наиболее знаменитым прокаженным Средневековья может по праву считаться король Балдуин IV Прокаженный (неожиданно,да?), чья болезнь повлияла и на политику: именно исходя из факта, что он слаб, болен, протянет недолго, а наследников не оставит, его, тринадцатилетнего, и посадили на Иерусалимский престол. Но - шляпы долой, и склоните головы - этот человек умудрялся успешно сражаться с великим и ужасным Саладином, держать в узде всех претендентов на престол и даже организовал все так, что после него оный престол занял именно тот, кого он выбрал - Балдуин V, сын его сестры. А ведь рядом с настоящим Балдуином Прокаженным не было верного Орландо Блума с бутафорским мечом наперевес, крепким плечом и честными глазами, это ж вам не кино.

Болезнь, свирепствуя, опустошает целые деревни, количество лепрозориев в Европе медленно, но верно достигает 19 тысяч, появляются отдельные заведения, например, для придворных дам и для состоятельных больных. Более того, они начинают богатеть, ибо свои ручонки к созданию лепрозориев прикладывают монашеские ордена - в основном, конечно иоанниты - госпитальеры, чада святого Лазаря и кармелиты.

Волна ужаса захлестывает Европу, колокольцевый звон слышится путнику едва ли не за каждым поворотом, фигуры в черных капюшонах с прорезями для глаз выступают отовсюду и тянут просительно руки, и тошнотворным туманом застилает мозг предательская мысль, а не я ли завтра, спаси и сохрани? И на волне этого ужаса поднимается инквизиция, чья охота на ведьм многими историками сегодня рассматривается как экстренные санитарно-гигиенические мероприятия, поскольку в пособиях по выявлению ведьм первейшим и основным пунктом идет отыскание "печати дьявола", которая являет собой пятно или вырост на коже - внимание! - совершенно нечувствительный к боли, что весьма характерно для проказы (кстати, о том, что Балдуин IV болен его воспитатель в свое время догадался, наблюдая за играми мальчика со сверстниками: будущий король никак не реагировал на весьма болезненные для нормального ребенка щипки и уколы игрушечным мечом). Более того, ни одна ведьма не могла считаться ведьмой, пока на ее теле не была найдена такая печать. Такая постановка вопроса многое объясняет, не так ли? В том числе и спад заболеваемости в Европе, который наступает к семнадцатому веку.

Впрочем, тут есть еще одна деталь: известные своей неукротимой активностью и научной смекалкой британские ученые предположили, что резкий спад заболеваемости лепрой в период Возрождения и далее связан с конкурентным распространением туберкулеза. Правда, БУ (тм) настаивают на конкуренции по типу "туберкулез развивается быстрее, стало быть, убивает раньше", поэтому заболевший проказой имеет весьма скромный шанс от нее умереть, если он к тому же болен туберкулезом. Мне же кажется, что дело тут в том, что бактерии достаточно родственны, чтобы вызывать развитие так называемого перекрестного иммунитета, и клетки, стимулированные занесенной в организм палочкой Коха, вполне способны адекватно отреагировать и на бактерии проказы, буде таковые появятся в поле зрения (по крайней мере, если верить последним исследованиям - тенденция прослеживается четко - больные туберкулезом проказой практически не заражаются). То есть туберкулез - это своего рода прививка от проказы. Более того, вакцинация против туберкулеза это, возможно, и вакцинация против проказы тоже. А учитывая, что в 64 странах прививка от туберкулеза обязательна, а еще в 118 настоятельно рекомендуется и может быть сделана по первому требованию, не удивительно, что современному человеку надо приложить массу усилий, чтобы заболеть, тогда как нашему средневековому прапрапра было достаточно, образно говоря, прогуляться по одной улице с прокаженным.

Итак, в семнадцатом веке после резкого сокращения количества инфицированных начинается продолжительная грызня церкви и государства за имущество лепрозориев, включая недвижимость и земли. Буквально целое столетие, особенно во Франции и сопредельных государствах проходит в переделе имущества, издании законов и их отмене, тогда как на несколько тысяч лепрозориев едва ли наберется более полусотни больных. Европа облегченно выдохнула - одним демоном, терзающим ее плоть, стало меньше.

Ну и коротенько пробежимся по современной истории: до двадцатого века во всех европейских странах еще действуют законы предусматривающие принудительное помещение страдающих проказой в лепрозории. В 1948 году на международном конгрессе в Гаване решено, наконец, загладить нетактичность древних египтян и исключить из всех языков мира слово "прокаженный". С 1954 года страдающие лепрой получают в свое рапоряжение целый день - 30 января отныне и впредь считается Международным Днем Помощи Больным Проказой. Сегодня заболеваемость лепрой составляет чуть больше 200 тыс человек в год, и большинство из них приходится на слаборазвитые страны. В Европе и Америке лечение больных осуществляется в основном амбулаторно, хотя последний европейский лепрозорий, который находится в Румынии в местечке Tichilesti, все еще функционирует, поскольку некоторые его обитатели отказываются его покидать.

История болезни, для любопытных и любопытствующих

Previous post Next post
Up