Сотня

Feb 21, 2023 15:35

Этот пост я мечтала написать последние шесть лет. Сначала это была мечта,как о полете в космос или путешествии в Антарктиду: космонавтом или полярником нужно становиться в молодости. Но пару лет назад закралась мысль: "А может всё же ещё не поздно?" И таки да, в воскресенье я пробежала Дмитриевскую сотню!
Что такое Дмитриевская сотня
Я уже писала, что в Москве много разных групп походов выходного дня. У всех своё лицо и свои традиции. Группа Дмитриева наверно самая легендарная, считается, что "там одни лоси". На самомделе это не совсем так, большинство членов группы, конечно, в отличной физической форме, но ещё больше их характерезует готовность к полной автономности и авантюрный характер. Главная традиция группы - лыжный забег на сто километров по лесной туристической лыжне - "Дмитриевская сотня" (в этом году прошла сороковая по счету).
Как готовится и проводится сотня производит неизгладимое впечатление. Начиная с осени небольшие группы добровольцев с бензопилами начинают чистить маршрут от упавших деревьев, наводят мостики через речки и ручьи (некоторые переправы сделаны капитально и выдерживают несколько сезонов, другие регулярно уносит весеннее половодье). С началом лыжного сезона трассу (по участкам) проходит вся группа, освобождя ее от мелких веток и кустов, препятствующих скоростному прохождению. За неделю до забега группа проходит наиболее сложную часть маршрута, утаптывая лыжню и улучшая, где необходимо, переправы. Отдельная история - подготовка костров, их два: обеденный и финишный. Их готовят заранее, ведь требуется очень много дров. Волонтеры из состава группы заранее пилят на поленья упавшие в окрестностях костра деревья, а в предзабеговом походе все мужчины группы дружно доставляют их к месту костра.
В этом году, несмотря на активную подготовку, лыжни на момент забега не должно было быть, так как всю неделю перед днем старта (да и в само воскресенье) в прогнозе были обильные снегопады. Но тут потрясающую солидарность проявило всё лыжно-туристическое сообщество: всю неделю отдельные лыжники и небольшие группки ходили тропить отдельные участки маршрута. А в субботу перед стартом сразу несколько групп ПВД вышли на поддержание лыжни. Группа Рыжавского (как делается уже не первый год) даже сменила свой стандартный день похода (воскр. на субб.) и выехала на тропежку самого сложного участка маршрута - Петли, несмотря на то, что добираться пришлось не только на электричке, но и на автобусе.
Вызывает восхищение работа костровых команд в день забега. Мне кажется, Сотня держится и превращается в настоящий лыжный праздник при любых погодных условиях именно благодаря им. Лично для меня (а я несколько лет просматривала фотографии с финишного костра) одним из основных стимулов учавствовать в забеге была возможность очутиться на финишном костре. Надо сказать, что год назад я не решилась на Сотню (ещё откровенно была не готова), и просилась в костровую бригаду, но оказалось, что волонтеров хватает (тут опытные люди работают из года в год) и потребности в еще одном работнике нет. Так что мой путь на этот праздник лежал только через лыжню.
Как это было
Формально, сотенный забег является соревнованием: ведется протокол, фиксируется чистое (на дистанции) и грязное (от старта до финиша) время прохождения. По существу же все участники делятся на небольшую группу "спортсменов" - сражающихся за результат, и остальных, которым важно просто пройти дистанцию или сравнить свой текущий результат со своими же результатами прошлых лет. Естественно, моей целью было просто пройти весь маршрут. Нет, еще была задача финишировать не слишком поздно, чтобы успеть посидеть у костра перед выходом на последнюю электричку. Поэтому, я выбрала старт на очень ранней электричке (5.30 от вокзала; момент старта каждый участник фиксирует сам по времени прибытия его электрички на станцию Березки). С точки зрения времени прохождения маршрута это не выгодно: так как на эту электричку приходится добираться на такси, то с нее стартуют единицы, а ночной снегопад, хоть и не очень обильный, тропежку, как минимум, на открытых участках всё же гарантирует, что сильно снижает скорость и увеличивает энергозатраты. Зато следующая электричка прибывает на час с небольшим позже, так что шансы финишировать не слишком поздно всё же немного выше. С ранних электричек (их было две подряд) нас стартовало 7 человек. Первый час пришлось идти еще с фонарем. Я шла то 4-й, то 5-й и на открытых участках это была ощутимая тропежка, а вот в лесу вчерашняя лыжня отлично сохранилась. Скольжение было не таким хорошим, как в прошлую субботу, когда мы обкатывали этот маршрут, но ни отдачи, ни подлипа тоже не было - и на том спасибо. Первый этап до завтрако-обеденного костра 33,5 км в прошлую субботу пролетели меньше, чем за 4 часа, но в этот раз мне потребовалось 4 часа 20 минут, зато не слишком несло с затяжных горок, которых в этих местах хватает. И вот, наконец, костер! Костровая бригада на месте с 10.30, три огромных костра ждут, морс и каша готовы. Нас встречают и тут же протягивают стакан горячего морса. Счастье!
(увы, жж не дает мне больше вставлять фотографии, говорит, нет места, как бороться, разобраться не успела так что, кому интересно, а мне на память, вот ссылки на альбомы фотографов перевального костра раз и два)
Наша группка уже немного отдохнула, надо бы выходить на Петлю. Но мы-то рассчитвали, что сильнейшие нас догонят и теперь они выйдут на тропежку, а откровенные лидеры группы, похоже, решили стартовать не на следующей, а на еще более поздней электричке. Неужели опять нам тропить (на Петле достаточно много открытых участков)? Нееет. Так что сидим у костра неоправданно долго, теряя выигранное до последней электрички время. Только решительный Леша Савватеев выходит, не дожидаясь бравых тропильщиков, у него в голове простроин график движения, ни каких отступлений быть не может.
Сказывается недостаток опыта:нужно было взять микрорюкзачок для питья, а основной рюкзак оставить у костра, веть возврат с Петли сюда же . Многие так поступают, а я не подумала, можно, конечно, совсем без рюкзака, я ведь ни чем на ходу не пользуюсь, но без питья всё же стремно. Просто выкладываю лыжный чехол. Тем временем подходят люди со следующей электрички. Вот прибежал один из борцов за победу и практически без отдыха стартовал на второй этап. Вот он-то и потропит, стартую вслед. Петля считается самым сложным участком маршрута: сплошные спуски и подъемы - овраги, а в них ручьи, через ручьи построены узкие мостики, по которым проходят "рельсы" лыжни. В малоснежную погоду (такая была на прошлой сотне) тут откровенно страшно, но сейчас кругом мягкий пушистый снег - падать не страшно (и поэтому не падаешь, страх - основная причина падений), вниз не слишком несет, вверх можно вскорабкаться. А вокруг красота, блоковская усадьба, например. Прохожу опять немного медленнее, чем в прошлую субботу, но ставила себе цель появиться на костре не позже 16.00, это удалось, без двадцати четыре я уже на костре. Дико хочется есть, но тут все готово: суп, курица, хлеб с салом, селедка, морс, чай, сладости - как бы не объесться. Ох, как не хочется уходить от костра, но нужно спешить, последний этап технически самый простой, но самый длинный - 40 км. Но в голове нужно держать тридцать, а потом въезд на ГАБО - нарезанная трасса, да еще и питьевой пункт, вот о нем и буду мечтать на ходу:). В 16.16 выхожу на последний этап. Первые 17 км - обратно по лыжне первого этапа, а дальше поворот в сторону ГАБО. Так что первые 17 км не успели забыться, можно строить планы, где остановиться попить, куда хочется дойти до момента включения фонаря - в общем, есть чем голову занять. Начинается этап с затяжного подъема, зато дальше должно становиться всё легче и легче. Вот черт! Навстречу три снегохода, разворотили лыжню, опять тропить, да что ж такое! Ох, счастье, что они приехали от Тимоново, т.е. не слишком большой участок лыжни испорчен. Начинает темнеть. Достаю фонарик, а он не включается! Это специальный популярный у лыжников фонарь "Сарган". Я его искала в продаже в прошлом году, но не нашла и Лена Браверман подарила мне свой, но предупредила, что он иногда преподносит сюрпризы, видимо, что-то с контактом. Но за год пользования сюрпризов не было. Ну, вот, похоже, и он. Где может быть этот злосчастный контакт, а может просто аккумулятор сел? Меня обгоняют Аня с Сашей, если не включится, придется садиться им на хвост ( а я люблю идти одна своим темпом), но тут фонарь загорается. Ура! Можно продолжать движение. И вдруг встречная фара! Так это же Сережа Прудлик, он не смог стартовать утром и вышел на старт в пять вечера, будет идти один всю ночь!
Вот и закончились 17 км утреннего этапа, на развилке Аня с Сашей уютно пьют чай, соблазн постоять с ними велик, Аня протягиваетаппетитную крышечку термоса с горячим напитком. Но нет, я уже глотнула морса, пока ковырялась с фонариком, нельзя расслабляться, и так чувствую, что иду медленно. Чем дальше, тем лучше лыжня и скольжение, но и километры что-то становятся все длиннее и длиннее. Скоро должен быть переход шоссе, а там оживленное движение и нет ни светофора, ни даже зебры... Уф, удалось проскочить, но, конечно, пришлось снять лыжи. И уже совсем скоро переход ЦКАД по экодуку, а там уже должна быть нарезка и всего 5 км до питьевого пункта. Помню этот участок, как скоростной. Вроде и правда довольно быстро еду, а он не кончается и не кончается... Фонарик выхватывает стрелочки с буквой D - "будь уверен, лыжник, ты на правильном пути". А вот крупная надпись "Крепись!", уверена, это значит, что питьевой пункт уже скоро. Ура, вот он свет от Рогачевского шоссе. И сразу после перехода питьевой пункт!
Альбом Антона Сорокина с питьевого пункта Сколько тут вкусностей. Наедаться нельзя, но горсть орехов мгновенно восстанавливает силы. Десятиминутный перерыв и вперед на финиш! Сейчас мне кажется, что я еду очень быстро, но почему-то Аня с Сашей, с которыми мы вместе только что отъехали от костра, вдрг мгновенно пропадают из виду... На ГАБО я знаю каждый километр, первая половина из оставшейся десятки пролетает мгновенно, а дальше километры опять начинают растягиваться. И самый длинный, конечно, последний, идущий по прямой просеке. Вот он тянется просто бесконечно. Но там, вдали, видны всполохи костра и мигающий огонек. Это наверно финиш...конечно финиш!
Встречают, фотографируют, наливают морс и глинтвейн, вкуснющий бутерброд с красной рыбой и даже легендарный Олин сырник!
Мечта сбылась: я пробежала Сотню и сижу у финишного костра!
Прекрасный альбом Оли Зайцевой, все фотографии с подписями, рассматривая такие альбомы прошлых лет я вдохновилась на Сотню.
А потом мы сидели у огня и радостно встречали следующих финиширующих, уходить не хотелось, так что запланировали большой толпой идти на пару последних электричек (не на одну, так на другую успеем). До электрички 5 км по хорошей нарезке. Вышли за сорок минут и прикатили с запасом. Всё же Сотня куда более здоровое для организма мероприятие, чем ММБ - никакого хромания на две ноги, ничего не болит и не отваливается, посидели час у костра и спокойно доехали до электрички в обычном темпе. На следующий день, кстати, тоже ничего не болит, можно снова на лыжи.
Сухой остаток: общая дистанция от электрички до электрички 106 км. Чистое время 13 часов 34 минуты.
плановый трек (мой до конца не записался, люди сильнее приборов!)


Огромная благодарность всем костровым командам. Какое счастье, что у нас есть всё это.

лыжи, поход

Previous post Next post
Up