В минувшее воскресенье, второй раз в этом году, состоялся паровозный тур в Монино. Программу вел наш знаменитый экскурсовод Соломатин Борис Борисович (некоторые люди только ради него ездят в паровозные туры). Эмоционально и с юмором он рассказывал и про паровозы, и про крейсера, и про самолёты.
Стартовал наш ретропоезд с Ярославского вокзала. Состав, как всегда, подали заранее, так что было время поснимать «живую» машину.
И вот экскурсия началась. Борис Борисович входит в роль:
Туристы счастливы:
По прибытии в Монино была возможность увидеть отправление нашего поезда. Зрелище незабываемое!
Идём в Центральный музей военно-воздушных сил:
Экскурсия по музею началась с осмотра экспонатов в ангаре № 6.
Движемся по хронологии - самолёт И-15 бис 1936 года выпуска:
Патроны и снаряды бронированного штурмовика Ил-2 1939 года:
Фронтовой истребитель МиГ-3 1940 года:
Фронтовой истребитель Як-9у 1943 года, на котором летали пилоты знаменитой эскадрильи «Нормандия - Неман»:
Фронтовой истребитель Ла-7 1944 года:
Продолжилась экскурсия на площадке под открытым небом. Каждого входящего здесь встречает тяжёлый транспортный вертолёт МИ-12 (В-12) 1967 года:
На переднем плане - дальний тяжёлый бомбардировщик Ту-4 1947 года:
Борис Борисович рассказывает много интересного из истории авиации:
Дальний бомбардировщик Ту-16 1952 года:
Сверхзвуковой дальний бомбардировщик Ту-22 1959 года:
Сверхзвуковой дальний бомбардировщик Ту-22М 1969 года:
Напротив стоит сверхзвуковой стратегический ракетоносец М-50:
Пока осматриваем самолёт на земле, другой рассекает облака в воздухе:
Ударно-разведывательный самолёт T-4 (Су-100) 1972 года:
Снова заходим в ангар, где собраны раритеты.
Значительную часть ангара занимает «Илья Муромец» - первый в мире четырёхмоторный тяжёлый бомбардировщик:
Несколько серий и модификаций «Муромца» было выпущено в период с 1913 по 1918 год. Вот он во всей красе:
Первый отечественный цельнометаллический самолёт АНТ-2 1924 года:
А эта занятная летающая машина снималась в фильме «Неуловимые мстители»:
Копия 3-го экземпляра самолёта АНТ-25, на котором экипаж М. М. Громова совершил третий рекордный перелёт Москва - Сан-Джосинто (США):
Легкомоторный самолёт Аист-2 1972 года:
Есть и такие экспонаты:
И вот мы снова на площадке под открытым небом:
Экспериментальный самолёт вертикального взлёта и посадки Як-36:
На этом экскурсия закончилась. Было около получаса, чтобы погулять среди летательных аппаратов самостоятельно.
Знаменитый «Антей» (Ан-22) 1960 года:
Высотный самолёт М-17 («Стратосфера») 1982 года:
Противолодочный самолёт-амфибия Бе-12 1960 года:
Истребитель-перехватчик МиГ-31 1975 года:
Пожалуй, самый необычный экспонат:
Это МиГ-105.11 («Лапоть») - лётный аналог экспериментального пилотируемого орбитального самолета 1974 года. По информации от Бориса Борисовича, такие нестандартные шасси разрабатывались потому, что неизвестно было, на какую поверхность аппарат будет приземляться.
На этом наше знакомство с экспозицией Музея ВВС заканчивается. Едем домой:
По возвращении в Москву Борис Борисович попросил машиниста пустить желающих в будку, где градусов 70. Народ, конечно, был в восторге! Как сказала одна из туристок, после такого осознаешь свою никчёмность. И ведь действительно: большинство горожан в современном мире занимается чем-то малоосязаемым, а тут настоящая жизнь, романтика!
Многие стояли до последнего, ждали отсоединения вагона от паровоза, так как назад мы ехали тендером вперёд. Да-да, конструкцией паровоза это предусмотрено!
Как объяснил Борис Борисович, в Монино нет ни поворотного круга, ни разворотного треугольника. Чтобы развернуть паровоз, нужно проехать лишних 70 км в одну сторону.