Хотела еще месяц назад записать, полтора года и все такое - но так руки и не дошли.
Поехали.
Некоторое время назад таки начала рсширять словарный запас во-первых и пытаться с его помощью формулировать что-то - во-вторых. При этом все еще нежно любит многозначность: зачем напрягаться, если целую кучу разных вещей можно передать одним и тем же словом?
Итого: в активном словаре нынче все еще то самое любимое "да" в качестве согласия - с миллионом различных непередаваемых интонаций.
Освоила отказ: крутит головой и изображает что-то среднее между дельфинчиком и сиреной скорой помощи (изобразить эти звуки на письме и пытаться не буду даже).
Недели две назад освоило слово "акыыта/акыыла" - комментарий к открыванию и закрыванию всего на свете + требование открыть что бы то ни было.
Еще одно сравнительно недавнее приобретение - "ката", с ударением на последний слог. Сюда входит все, что можно катать + все, на чем можно кататься + все, с чего можно скатиться + сам процесс катания + детская площадка, как место, где можно разнообразно кататься на всем подряд. Ну, и требование покатать или пойти покататься куда-то.
"Сё" - "все". Довольно часто даже по делу употребляется.
"На!" и "на-на-на!" - это сразу "на", "дай" и "возьмите уже девочку на ручки, изверги".
"Да!" временами работает еще и как "дай".
"Аф-аф!" - собака, "Ммммм" - корова, "го-го" или "гАга" - лошадь, "ку-ки-ку" - петух, "мее" - коза и овца (овца временами - "бее"), "ка! ка!" - ворона. Медведь обозначается нечленораздельным, но весьма похожим на оригинал рычанием.
"Ся" - кошка, которая говорит "маа".
"Фу-фу" - чаще всего про грязный подгузник, но часто еще и помойка вообще.
"Ой!" и "о-ёй!" - про любое жизненное неустройство + просто так.
"Ба!" - упала. Иногда еще - желание слезть/спуститься.
"Бий, бий" - про то, как дед и баба в сказке били золотое яйцо. В обыденной жизни не употребляет.
"Мама, баба, дядя, дедя, тетя" - no comments.
"То та?" - что это/кто это? Пока вопрос задается не столько ради информации, сколько ради кайфа от самого факта ответа.
"Лё!" - "алло".
"БадА" - банан.
"Бак-бак" - "кап-кап" (про дождь, в основном).
"КакА!" - пока.
"Баюбай" - спать.
"БаЁ!" - значение неизвестно, хотя это явно не часть птичьего языка.
"Ляля" - маленькие дети + Лелька.
"Ся" или "сизя" - сидеть, садиться
С помощью этого нехитрого набора младенец Алиса временами пытается уже не просто комментировать происходящее здесь и сейчас, но и рассказывать о прошлых событиях.
По преждему фанатеет от всего живого. С одной, правда, ремаркой: живое не должно проявлять слишком бурной активности. Т.е., с визгом обниматься с флегматичным котиком - это завсегда пожалуйста, а вот жизнерадостные песики, желающие активно дружить в ответ, приводят младенца в возмущение излишней фамильярностью.
Лихо бегает, освоила машину-каталку, поднимается по лестнице сама, спуститься, в принципе, тоже может, но осторожничает. Освоила шведскую стенку, успела наебнуться с нее. Все еще стремиться залезть как можно выше.
Слетала в Грецию. Осталась в бешеном восторге от самолета. Море тоже оценила, хотя поначалу сильный прибой приводил в некоторое замешательство.
Игрухи кормит, поит, укладывает спать, пеленает, катает в коляске, жалеет. Иногда тыкает их мордами друг в друга и чмокает.
Ест сама, когда дают. Практически вся еда оказывается в младенце, грязи развозит гораздо меньше. В Греции успешно питалась с общего стола, а судя по внезапно проснувшейся страсти к макаронам, кто-то из предков пошаливал с итальянцами. Научилась пить из поильника, а теперь и просто из стакана.
Заинтересовалась, наконец, подаренной еще на год доской и замками и дверцами. За один вечер освоила щеколду (и то самое слово "акыыта").
Примеривается к чужим самокатам. Вообще ужасно любит любые покатушки. При виде детской площадки рвется из коляски с воплями "ой, ката! ката!".
Учится истерить. Падает на пол и лежит несчастным маленьким комочком в луже слез. При этом в большинстве случаев не забывает, что на плитку, к примеру, падать нужно аккуратно, чтобы не стукнуться больно.
Отжимает у коллег по песочнице игрухи, еду, качели и прочие каталки. При этом вполне реагирует на аргумент "это чужое". С недавнего совсем времени начала возмущенно орать и пихаться, если кто-то стоит слишком близко. Не всегда, но бывает, и этот кто-то - не обязательно ровесник, на днях Алиса Артуровна в автобусе в час пик теток от коляски отпихивала с воплями.
На развивашках вполне может деловито забрать у педагога все карточки с картинками и унести.
Вообще с другими детьми очень по-разному: с кем-то сразу дружит, кого-то сразу кошмарит и обирает, кого-то игнорирует.
Очень любит танцевать. Все в той же Греции единственная среди ровесников танцевала на детской дискотеке, да еще и пыталась повторять движения за аниматорами. Танцуя, более или менее попадает в музыку, а не просто дрыгается. Очень любит музыкальные игрухи. Скалодром и танцы, да.
81 см, 11 с лишним кило, никак не дорастит шестнадцатый зуб.
На фото младенец Алиса слушает Нино Рота.