Как и думал: времени на все-все мне не дано. Иногда жаль просто забыть то, что вот вдруг дошло - тогда пишу в фб и отпускаю на волю волн. Примерно так: ...
==============
Я все о том, как работает понимание. На примере из Писания.
#Евангелие от Марка, глава 4:
10
Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче.
11
И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах;
12
так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи.
Стих 12 по-славянски:
да видяще видятъ - и не Узрятъ. и слышаще слышатъ - и не разумѣютъ. да не когда обратятся, и оставятся имъ грѣсИ.
"Видяще видятъ" и т. п. - устойчивое выражение действия как бы в превосходной степени. Во всей силе или во всей своей несомненности. Как "смертию Умреши" - непременно, "стопудово" и окончательно умрешь.
Но самое непонятное и двусмысленное - последняя часть стиха. Особенно по-русски. Даже не дву-, а прямо тресмысленно.
Первая развилка с этим "да + глагол" в значении цели. Чтобы не обратились, и чтобы грехи им - что: простились? не простились? Формально, по-русски можно понять двояко. И эта двоякость осталась нетронутой. Возможно, из синодальных переводчиков никто не дерзнул прикинуться, что знает точно, как "правильно", и стереть один из двух формально допустимых смыслов внесением "окончательной ясности". А ведь могли. Но недаром же процессом руководил святой и подлинно ученый муж!
Вторая закавыка. Свои ("ἔσω") - Апостолы "тупят", как и остальной народ, зато имеют возможность приступить к Учителю вплотную и получить детальную расшифровку. Ага, а прочим - внешним, ἔξω - только, значит, в "демо-версии", в нераспакованной притче идет?? Тем более странно, что речь идет о _спасительном_, спасающем слове Божьем! Выходит: вам разъясню, а те пусть даже не стараются - ничего не получится у них? Оччень странно.
Позволив себе предположить, что привычное значение глаголов: "обратятся" (обращенный = уверовавший, повернувшийся-к) и "оставятся" = простятся - здесь не работает, я пошел в словарь в поисках механизма моего возможного непонимания.
И выяснил для себя, что эту часть можно понять и так: чтобы они не _извернулись_ (они же ловкие, оборотистые!) и не _отделили_, не выделили _вовне_ (ἔξω,) из зоны собственной ответственности свои промахи (это и означает слово "грехи"). Мол, ничего мы с этим делать не можем - и не будем! Это ведь сеятель виноват: не так, как надо, слово Божье в нас засеял (см. Марк 4:1-9).
Так притча, будучи детально разжевана невеждам, потеряет для них всякий интерес и трансформирующий потенциал: "Братцы, так мы ж не при делах, все предопределено!" И можно ничего не менять и дальше.
Божественное предопределение не связано чередом времени и причинно-следственной зависимостью. Годится ли земля моего сердца для роста духовного урожая, я могу узнать только из собственных действий по подготовке сердца. А в чем подготовка? Для Божьего семени в сердце нужно МЕСТО. Лучшее место должно остаться незанятым, пустым, свободным: ни дорога, ни сорняки, ни камни - ничто не должно застить этот участок внутреннего простора.
Кто позаботился освободить и заиметь в сердце такое пустое=святое, посвященное место - тому этого простора свободы будет дано в избытке.
А кто не имеет места в сердце, не отведенного НИ подо ЧТО, то есть, свободного для Бога; кто заставил все сердце имеющимися у него вещами, - тот потеряет все эти призрачные вещи (не только вещи, но и мнимые приоритеты - неминуемо придет разочарование в них).
Так что для меня здесь говорится про мою ответственность за этот ЗАЗОР СВОБОДЫ, участок простора в сердце - залог непредвзятого принятия Истины.
UPD:
Да, ну и "внешние" - не те, кому Христос будто бы вход в круг избранных счастливцев закрывает. Внешние - те, кто судят по внешнему и устремлены вниманием и привязанностью вовне, к предметам мира. Вот такие и грех с лукавыми духами легко начинают представлять как мультяшных чертиков, караулящих где-то снаружи. Для таких вообще все - снаружи, вовне. Таких, Христос говорит, полезнее подзапутать и озадачить непривычной задачей: вроде все про понятные вещи сказано, а в толк не взять... И так, от непонятности, может запуститься важный _внутренний_ процесс, смена направления внимания. От такой смены и случается простор внезапно.